Закон о бесхозном имуществе

Важная информация на тему: "Закон о бесхозном имуществе" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости

Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

Это правило не применяется к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

Также Федеральным законом уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав. Так, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

[2]

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к Ст. 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Читайте так же:  Как оценивается имущество при разводе и разделе

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п. 1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.

Закон о бесхозном имуществе

КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ГОРОДА БАРНАУЛА

от 12 января 2018 года N 3

Об утверждении Порядка ведения Перечня бесхозяйного имущества

1. Утвердить Порядок ведения Перечня бесхозяйного имущества (приложение).

2. Отделу приватизации и оформления муниципальной собственности (Крестовская М.В.) обеспечить размещение приказа на официальном Интернет-сайте города Барнаула и на официальном Интернет-сайте комитета.

3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.

Приложение. Порядок ведения Перечня бесхозяйного имущества

Приложение
к Приказу
комитета по управлению муниципальной
собственностью города Барнаула
от 12 января 2018 г. N 3

2. Объектами учета в Перечне бесхозяйного имущества (далее — Перечень) являются недвижимое и движимое имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которое собственник отказался (далее — объекты учета).

3. Перечень ведет комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.

Перечень ведется на бумажном и электронном носителях.

Ведение Перечня на бумажном носителе означает получение, проверку и хранение документов, содержащих сведения об объекте учета.

В качестве бумажного носителя информации выступают документы или их копии, подтверждающие, что объект не имеет собственника или собственник неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности собственник отказался, а также содержащие технические характеристики объекта учета и его описание.

Ведение Перечня на электронном носителе означает занесение в базу данных сведений об объектах учета, их изменение и исключение из указанной базы данных.

4. Сведения об объекте включаются в Перечень в месячный срок с момента получения документов, согласованных отраслевым (функциональным) органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится решение вопросов управления в соответствующей сфере, подтверждающих отсутствие собственника, а также содержащих технические характеристики объекта учета и его описание.

При включении в Перечень вносятся следующие сведения об объекте учета:

— наименование объекта учета;

— адрес (местоположение) объекта учета;

— площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие объект учета (при наличии);

— год ввода в эксплуатацию (при наличии);

[1]

— иные сведения (при наличии).

4. В месячный срок с даты подписания договора об эксплуатации бесхозяйного имущества (дополнительного соглашения к договору, акта приема-передачи) в Перечень вносятся сведения о передаче объекта на обслуживание с указанием специализированной организации и реквизитов документа-основания передачи.

5. Внесение записей об изменении сведений об объектах учета осуществляется на основании документов (копий документов), подтверждающих новые сведения об объекте учета, в месячный срок с даты их получения.

6. В течение месяца с даты получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного в Перечень вносится кадастровый номер объекта, дата постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества.

7. Основаниями для исключения сведений об объекте из Перечня являются:

государственная регистрация права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

документы, содержащие сведения о праве собственности на объект учета иных лиц;

документы, подтверждающие совпадение сведений об объекте учета либо о его составных частях со сведениями об иных объектах в Перечне либо Реестре объектов муниципальной собственности города Барнаула.

В случае государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество сведения об объекте учета исключаются из Перечня одновременно с внесением сведений о нем в Реестр объектов муниципальной собственности города Барнаула.

По иным основаниям сведения об объекте исключаются в месячный срок с даты получения документов, указанных в пункте 7 Порядка.

Читайте так же:  Зачем нужно разрешение на строительство частного дома

8. В месячный срок со дня окончания календарного года формируется Перечень по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, на бумажном и электронном носителе по форме согласно приложению.

Приложение. Перечень бесхозяйных объектов

Приложение
к Порядку
ведения перечня бесхозяйных
объектов

Перечень бесхозяйных объектов по состоянию на 01.01.20___

ГК РФ: бесхозяйное имущество

В гражданском кодексе бесхозяйное имущество рассматривается как вещь, которую может использовать любой человек или юридическое лицо. При этом подобные действия не вызывают нареканий со стороны владельцев. Рассмотрим подробнее вопрос о том, что такое бесхозяйное имущество и как им можно распоряжаться.

Что считать ничьим: буква закона

В статье 255 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится определение бесхозной вещи. Так называются объекты, не имеющие законных владельцев. В этом качестве также могут выступать вещи, чьи хозяева не были установлены или отказались от своей собственности. В нормах российского законодательства предусматривается порядок, в соответствии с которым эти объекты необходимо принимать на учет. Предполагается прохождение следующих этапов: прием бумаг, необходимых для оформления недвижимого бесхозяйного имущества, прохождение юридической экспертизы, внесение записи в ЕГРП. Только после этого на объекты могут претендовать новые хозяева.

Оформление заявления

Документ с прошением о признании недвижимого имущества бесхозяйным подается представителем местных органов власти сельского, городского поселения или округа, муниципального образования. В их компетенции – объекты, которые находятся в границах данного административно-территориального образования. Исполнительные государственные структуры в городах федерального значения оформляют такие заявления в отношении недвижимого имущества, расположенного в их пределах. Документы о признании недвижимого имущества бесхозяйным заполняются по утвержденным формам. Если объект расположен более чем в двух округах, то бланк оформляют в любом местном органе власти. При этом название других муниципальных образований также указывается.

Документы, которые подтверждают статус объекта

Первый шаг стандартен во всех случаях. Заинтересованные лица предоставляют бумаги, которые удостоверяют статус объекта недвижимости как бесхозяйного имущества. Прежде всего, это документы, служащие подтверждением того, что объект недвижимости не состоит в реестре федерального, государственного и муниципального значения. Кроме этого, необходима справка, удостоверяющая отсутствие регистрации местными органами права собственности на объект недвижимости. Бесхозяйным имущество может стать также в результате отказа от него собственника. Этот факт подтверждается документально. Признание имущества бесхозяйным возможно после письменного отказа от права владения недвижимостью.

В кой срок можно признать право собственности на бесхозные объекты?

После того как объект недвижимого имущества поставлен на учет как бесхозяйный, он может вернуться к собственнику или перейти по приобретательной давности к другим лицам в течение одного года. Это предусмотрено законом. Только когда истечет данный период времени, суд по иску сможет признать бесхозяйную недвижимость муниципальной собственностью.

Правила подачи заявления

Документ о постановке на учет бесхозяйного имущества должен быть направлен в уполномоченные органы лично, с помощью почтового отправления или в электронном виде. Весь пакет в бумажном варианте предоставляется в двух экземплярах, кроме тех случаев, которые определены в законе. Один из них при этом является оригиналом и возвращается заинтересованным лицам после прохождения всей процедуры. Электронный документ должен быть подписан с помощью цифровой подписи. Заявление вместе со всеми сопутствующими бумагами регистрируется и получает входящий номер. Заинтересованное лицо уведомляют об этом распиской. Решение о постановке на налоговый учет должно быть принято не позднее 18 календарных дней с того момента, как документы приняты к производству. Когда субъект отказывается от владения какими-либо объектами, подтверждая тем самым их статус бесхозяйного имущества, об этом вносится запись. Кроме того, ему сообщают о том в письменном виде.

Приостановление процесса

Возможно ли вообще это сделать? Впрочем, застопорить процедуру на определенном этапе вполне реально. Законодательством предусмотрены случаи, когда процесс постановки на учет может прекратиться. К таким ситуациям относится, например, установление факта о том, что недвижимость не бесхозяйна. Это может быть выяснено в процессе изучения поданных документов. При обращении заинтересованным лицом не было предоставлено заявление законного владельца о том, что он отказывается от недвижимости, или бумаги составлены таким образом, что из их содержания не следует, что хозяин открестился от права собственности и распоряжения. Также в ЕГРП может присутствовать запись о том, что права на данный объект обременены или ограничены. При этом заинтересованное лицо не могло не знать об этой ситуации. Производство в отношении документов допустимо прекратить в том случае, если в орган, рассматривающий обращение, поступили документы об аресте владельца или официальном запрете ему на совершение сделок с данной недвижимостью. Процедура приостанавливается не больше, чем на месяц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в ЕГРП присутствует запись о том, что недвижимость находится под обременением или права в отношении нее ограничены на момент подачи заявления, то процедура приостанавливается. Об этом извещаются территориальные органы власти. До них доносят и информацию об аресте или запрете на осуществление сделок. Помимо этого, орган, который приостановил процесс, извещает заинтересованное лицо о том, что бесхозяйное имущество на данный момент не подлежит регистрации. Субъект, в свою очередь, может предоставить документы, которые послужат основанием для продолжения процедуры регистрации.

Отказ от прав на имущество

Ничейные объекты не подлежат регистрации, если:

Если в процессе проверки документов выяснится, что объект, подлежащий регистрации, не может быть поставлен на учет бесхозяйного недвижимого имущества, так как владелец у него все-таки есть, то в продолжении производства дела будет отказано. В течение пяти дней после принятия решения уполномоченный орган должен направить уведомление с указанием его причины.

Снятие с регистрации

Впрочем, порой ничейные объекты находят своего владельца, и такие случаи нередки. Бесхозяйное имущество может быть снято с регистрации в случаях, которые предусмотрены законом:

  • если субъект, ранее выразивший отказ от прав собственности, вновь принимает во владение имущество;
  • в случае регистрации права собственности на данный объект;
  • если объект передан лицу по праву приобретательной давности;
  • если государственное право собственности было зарегистрировано лицом, о котором ранее не было известно.

Объект считается снятым с учета в соответствии со статьей 225 с того момента, как внесены сведения в ЕГРП.

Как вернуть право собственности на бесхозяйное имущество?

В российском законодательстве предусмотрены некоторые гарантии для законных хозяев. Например, независимо от даты регистрации объекта в качестве бесхозяйного, собственник может обратиться с заявлением на передачу объекта ему вновь во владение. Это допустимо, если владелец ранее выразил отказ от прав собственности, но его юридические возможности относительно данного имущества не прекратились на законных основаниях. Это положение разъясняется в п. 3 статьи 225 ГК РФ. В таком случае объект будет снят с учета с того момента, как будет внесена запись в ЕГРП.

Читайте так же:  Как можно продать ипотечную квартиру

Признание прав на бесхозяйное имущество

Ничейными объектами может пользоваться лицо, которое не является законным владельцем. Такое же право есть у финансового органа в том случае, если недвижимость была изъята уполномоченными организациями в рамках установленной компетенции. Для того чтобы юридически правильно оформить документы о признании права собственности на бесхозяйное имущество, необходимо обратиться в суд, предоставив необходимые документы, включая и бумаги, которые подтверждают факт признания объектов ничейными. То есть нужно предоставить выписку из ЕГРП, содержащую соответственную запись. В случае, если в суд обратились до истечения 12 месяцев с того момента, как имущество приняли на учет, то субъект получит отказ в принятии иска к производству.

В заявлении, подаваемом в судебные органы, следует указать название объекта, описать основные характеристики, представить доказательные факты, свидетельствующие об отказе владельца от прав собственности, подтвердить то, что субъект владеет бесхозяйной вещью. Обязательно необходимо указывать дату регистрации в ЕГРП и орган, осуществлявший регистрацию. Помимо этого, нужно представить доказательства того, что законный собственник отсутствует.

Разбирательство дела

Процесс рассмотрения дела осуществляется с привлечением всех лиц, которые заинтересованы в данном вопросе. При подготовке к заседанию суд выяснит круг субъектов, которые могут свидетельствовать о принадлежности имущества, направит запросы в соответствующие органы. После установления факта отказа законного владельца, будет принято одно из решений: последует признание имущества бесхозяйным с предоставлением права владения заинтересованному лицу, которое вступило во владение либо объект передают в собственность территориального образования. Об этом вносится запись в ЕГРП.

Право собственности зарегистрировано: что дальше

После завершения процедуры уполномоченным органом в течение пяти дней направляется извещение в исполнительные органы власти. Все действия осуществляются в порядке, который установлен для уведомления собственника о внесении записи об обременении или ограничении, которое введено не по заявлению последнего. При регистрации права муниципальной или государственной собственности на ранее бесхозяйное недвижимое имущество извещение направляется в адрес субъекта, который отказался от права собственности. В уведомление вносят реквизиты решения суда, соответственно которому проходил весь процесс.

Все действия проводятся по правилам, установленным для извещения владельца о проведенной процедуре государственной регистрации права собственности муниципалитета или субъекта РФ на землю, от законных прав собственности, на которую отказался предыдущий владелец.

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к ст. 225 ГК РФ

1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Читайте так же:  Срок взыскания судебных расходов в гражданском процессе

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

Муниципальным образованием может быть приобретено право муниципальной собственности на такую вещь при условии, что со дня постановки такой вещи на учет пройдет не менее одного года. Признание права муниципальной собственности осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом. В случае если суд откажет в признании права муниципальной собственности на такую вещь, например, если объявится собственник такой вещи или если бесхозяйная недвижимая вещь была принята на учет с нарушением порядка принятия на учет таких вещей, то такая вещь может быть вновь приобретена оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Аналогичный порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Если такие вещи находятся на территориях данных городов, то в Росреестр обращаются уполномоченные государственные органы этих городов. Полагаем, что данный перечень городов федерального значения необходимо дополнить таким городом федерального значения, как Севастополь.

3. Применимое законодательство:

— проект Приказа Министерства экономического развития РФ «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (см. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/b52aab804cb7d2948585af12ac4184fa/pp.doc?MOD=AJPERES&CACHE >

4. Судебная практика:

— Определение Свердловского областного суда от 22.05.2013 по делу N 33-5661/2013.

Новый порядок признания недвижимости бесхозяйной

Объекты землеустройства и порядок внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Сделки с дачными участками без межевания попали под запрет

С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в.

[3]

С 4 августа 2018 года индивидуальное жилищное строительство полностью перешло на уведомительный порядок. Получать разрешение на возведение жилого или садового дома на своем участке теперь не нужно, но строительные работы.

© Использование материалов сайта 1k-k.ru разрешается только при ссылке на источник | 1997–2019
г. Москва, 1-й Щипковский пер. д. 5, этаж 2, комн. 8, 8А (каб. 207)
[email protected]

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах. Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают. Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

Вещь считается бесхозяйной, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п. 19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала. Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи. Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления. Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК). Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Читайте так же:  Наследство по закону очередность наследования примеры

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей. В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него. Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана. Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности. Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании. По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности. Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве. Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.2018 № 5-КГ18-227).

Выводы и рекомендации

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.

  2. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.

  3. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
  4. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
  5. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
Закон о бесхозном имуществе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here