Является ли лесной участок земельным участком

Важная информация на тему: "Является ли лесной участок земельным участком" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 50. Формирование лесного участка

Статья 50. Формирование лесного участка

1. Собственник лесного участка в течение двух месяцев со дня получения заявления осуществляет выбор лесного участка и принимает решение о формировании лесного участка.

2. При формировании лесного участка осуществляются:

1) подготовка лесоустроительного проекта лесного участка;

2) подготовка плана лесного участка;

3) подготовка проекта границ лесного участка и обозначение их на местности с помощью специальных знаков;

4) государственный кадастровый учет лесного участка.

3. Формирование лесного участка осуществляется за счет собственника лесного участка.

По инициативе заявителя формирование лесного участка может быть проведено за его счет. В этом случае собственник возмещает расходы в течение одного года со дня завершения работ.

4. Формирование лесного участка осуществляется в соответствии с лесным и земельным законодательством.

5. Собственник лесного участка отказывает в рассмотрении заявления о выборе и формировании лесного участка в случаях:

1) подачи заявления с нарушением требований, установленных частью 2 статьи 49 настоящего Кодекса;

2) представления заявителем неверных сведений о себе;

3) запрещения в соответствии с лесным законодательством осуществления на данном участке заявленного вида лесопользования.

>
Аукционы на право заключения договора аренды лесного участка
Содержание
Проект федерального закона N 136515-4 «Лесной кодекс Российской Федерации» (новая редакция) (внесен Правительством.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 63. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ в статью 63 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования

Статья 63 . Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющими данные лесоустройства в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или не запланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, осуществляется:

в лесах первой группы — Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (за исключением случаев перевода для строительства линейных объектов);

в лесах первой группы при переводе для строительства линейных объектов, а также в лесах второй и третьей групп — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

О переводе лесных земель в нелесные, а также земель лесного фонда в земли иных категорий, см. справку

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.

Об особенностях перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию см. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

Часть седьмая утратила силу с 5 января 2005 г.

Информация об изменениях:

Состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий определяются Правительством Российской Федерации.

О составе и порядке подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую см. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при указанных переводах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Решение о переводе лесных земель в нелесные земли является основанием для принятия решения о предоставлении участка лесного фонда в аренду в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.

>
Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением.
Содержание
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (ЛК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

[2]

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Комментарий к статье 8 ЛК РФ

1. В соответствии с ч.1 комментируемой статьи лесные участки в составе земель лесного фонда, к которым относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие), находятся в федеральной собственности, что также продублировано в ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». По мнению М.Ю.Тихомирова, установление федеральной собственности на лесные участки земель лесного фонда является одним из положительных моментов нового ЛК РФ.

________________
Тихомиров М.Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. N 2.

________________
URL: http://ulpressa.ru/2012/02/24/igor-kornilov-o-prave-grazhdan-na-les/
Однако в последние годы не раз поднимался вопрос об установлении частной собственности на леса. Так, по мнению некоторых авторов, во-первых, «лесной участок из состава земель лесного фонда может быть приватизирован в два шага, по мере изменения его целевого назначения и перевода в иную категорию земель, например, земель населенных пунктов, земель специального назначения, и этот путь вполне вероятен, учитывая снятие законодательных ограничений перевода земель лесного фонда в земли других категорий. Во-вторых, по установленному ЛК РФ правилу, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. По смыслу ст. 624 ГК РФ, при условии отсутствия в ЛК РФ запрета на выкуп арендованных лесных участков — а такого запрета нет — в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество (лесные участки) переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены».

Читайте так же:  Порядок приобретения права частной собственности на землю

________________
Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе РФ// Журнал российского права. 2007. N 1.

Полагаем, что вряд ли можно обосновать экономическую целесообразность установления частной собственности на лесные участки из состава земель лесного фонда. Вековой опыт регулирования отношений частной собственности на леса во многих странах, в том числе и в нашей стране до революции 1917 года, свидетельствует о том, что ответ на этот вопрос будет отрицательным. Учитывая естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта, установление права частной собственности на леса нецелесообразно. Это объясняется тем, что процесс лесовосстановления обусловлен очень длительными сроками выращивания леса, нередко превышающими пределы человеческой жизни. Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, приносит прибыль лишь по истечении 100-150 лет. Поэтому именно рубка леса, а не лесное хозяйство является исключительно выгодной для его собственника, заинтересованного в получении прибыли. Вложение средств в восстановление лесов в условиях частной собственности на землю и лес экономически невыгодно для частного собственника. Решать более или менее удовлетворительно вопросы рационального лесопользования и лесовосстановления можно только в условиях государственной собственности на леса и земли лесного фонда.

Лесное законодательство, которое сейчас действует, имеет определенное сходство с законодательством, действовавшим до революции 1917 года, в части регулирования отношений частной собственности на леса. При этом общеизвестным фактом является то, что именно частная собственность на леса в дореволюционной России была причиной катастрофического истощения лесов, ухудшения состояния лесных ресурсов страны. Негативные последствия существования частной собственности на состояние лесов освещались в юридической литературе.

________________
Полянская Г.Н. Право государственной собственности на леса в СССР. М., 1959.

2. Согласно положениям ч.2 комментируемой статьи, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, в ЛК РФ закреплено четкое разграничение права собственности:
— на лесные участки в составе земель лесного фонда — они могут находиться только в федеральной собственности;
— на лесные участки в составе земель иных категорий — конкретная форма собственности определяется в рамках норм земельного законодательства, в частности, гл.3 «Собственность на землю» ЗК РФ. В данном случае речь идет о частной собственности (собственности граждан и юридических лиц), государственной (собственность Российской Федерации и субъектов РФ) и муниципальной (собственность муниципальных образований).

Консультации и комментарии юристов по ст 8 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 8 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Лесные участки и земли лесного фонда

В России большая часть территории (59 %) покрыта лесом, законодательно установленные нормы и правила лесопользования имеют особое значение. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется как земельным, так и лесным законодательством.

С 1 января 2007 года веден в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

Лесное законодательство призвано решать следующие задачи: создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Традиционное для лесного права понятие участка лесного фонда, включающего лес и землю под ним в их совокупности и единстве, замещено в новом ЛК понятием лесного участка.

Согласно внесенным поправкам в ГК РФ и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», леса не относятся более к недвижимым вещам в смысле п. 1 ст. 130 ГК РФ, лес не рассматривается в качестве составной части земельного участка как объекта права собственности и не упоминается более в числе недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации.

Согласно статье 7 ЛК лесным участком является земельный участок. То есть, в имущественно-правовых характеристиках земельного участка теперь не делается акцент на лесе, покрытый лесом участок в имущественном аспекте отныне рассматривается как любой другой земельный участок. Все это фактически сводит лес к роли принадлежности земли. Но если в гражданском праве главная вещь действительно определяет судьбу ее принадлежности, то такая конструкция мало приемлема в природно-ресурсных отношениях, где каждый природный объект является важным в силу его собственной и уникальной экосистемной значимости.

Леса (лесные участки) располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

лесные

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. Так, проектирование лесных участков осуществляется в ходе проведения лесоустройства. При проектировании осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади, определенных по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О землеустройстве», устанавливаются в соответствии с земельным законодательством.

Границы иных лесных участков определяются с точностью соответствующего масштаба дежурной кадастровой карты с использованием материалов лесоустройства. Документы о межевании земельного участка оформляются с учетом лесоустройства в соответствии с Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327.

При этом в документах о межевании земельного участка должны быть указаны реквизиты утвержденной проектной документации лесоустройства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» материалы лесоустройства так же, как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.

На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Определяя положительные моменты новой редакции Лесного кодекса, в первую очередь следует отметить положения ст. 8, устанавливающие федеральную собственность на лесные участки в составе земель лесного фонда. Право частной собственности на лесные участки в составе иных категорий земель не исключено. Таким образом, возможна приватизация лесопокрытого земельного участка в пределах иной, кроме земель лесного фонда, категории земель – к примеру, участка городского леса на территории населенного пункта или участка особо охраняемой природной территории, за исключением заповедника и национального парка, земли которых не подлежат приватизации и изъяты из оборота, и произойти это может в порядке реализации прав собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию соответствующего земельного участка.

Читайте так же:  Как правильно оформить дарственную на квартиру

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9532 —

| 7469 — или читать все.

Статья 7. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.(Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

Комментарий к статье 7 ЛК РФ

1. Понятие лесного участка введено ст. 7 ЛК РФ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ больше не содержит понятия «участок лесного фонда, предоставляемого в пользование». Несмотря на тесную взаимосвязь лесного и земельного законодательства и то, что земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель, ЛК РФ имеет специфику, отличающую его в корне от земельного законодательства.

Объектом лесных отношений является участок лесного фонда — как комплекс земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью. Таким образом, к лесному законодательству неприменим термин «земельный участок», т.к. предметом договорных отношений становится именно участок лесного фонда.

________________
Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный). М., 2005.

Изменено и представление о предмете договорных отношений в области лесопользования. Теперь в пользование предоставляется земельный участок, именуемый, тем не менее, лесным участком.

Напомним, что в соответствии со ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Однако при этом нужно учитывать следующее:
— во-первых, если придерживаться данного определения в контексте ЛК РФ, следует исходить из того, что данное понятие земельного участка применимо не только для земельного участка как объекта земельных отношений, но и для земельного участка как объекта лесных отношений (лесного участка);
— во-вторых, прочие составляющие, образующие понятие «лес» в качестве предоставляемого в пользование объекта, не учитываются и не должны учитываться — ни растительность, ни животные, ни водные объекты, ни другие составляющие экологической системы;
— в-третьих, «предел» почвенного слоя не определен ни в отношении земельных отношений, ни в отношении лесных отношений.

________________
Пуряева А.Ю., Пуряев А.С. Лесное право: учебное пособие. М., 2009.

Формально лесной участок можно рассматривать как земельный участок. Однако здесь необходимо обратить внимание на специфику лесного участка. Земельный участок делает лесным определенная совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающая на нем. Понятие лесного участка законодатель связывает с проведением лесоустройства. Лесоустройство не проводится на земельных участках, на которых не произрастают леса.

Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов и др. (п.1, 3, 4 ч.1 ст. 68 ЛК РФ). В данном случае местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ч.3 ст. 68 ЛК РФ).

В отличие от обычного земельного участка, по отношению к лесным участкам осуществляется деятельность по их проектированию. Во время деятельности по проектированию лесных участков ведется подготовка проектной документации о границах, площади, местоположении и об иных качественных и количественных характеристиках лесных участков. При проектировании обычных земельных участков в состав документации не входит информация о качественных и количественных показателях лесов. Местоположение, площадь и границы лесных участков определяются по границам и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

Специфика лесных участков по сравнению с земельными участками признана Верховным Судом РФ, который установил, что правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом. Кроме того, лесное законодательство базируется на иных основных принципах, чем земельное законодательство (ст. 1 ЗК РФ, ст. 1 ЛК РФ) (см. подробнее решение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 года N ГКПИ07-936).

Существенное значение для определения собственника лесного участка имеет государственный кадастровый учет (см. подробнее определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 20 января 2009 года N 46-В08-19; постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2011 года N 16АП-1877/11, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2011 года N Ф08-5273/11 по делу N А25-149/2011, определение ВАС РФ от 17 января 2012 года N ВАС-17360/11; постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2010 года по делу N А03-5846/2009).

2. Следует различать правовой режим лесных участков и земельных участков из состава земель лесного фонда. В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Лесные участки могут находиться на землях: лесного фонда; обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (ст. 67, ч.3 ст. 23 ЛК РФ). В то же время не всегда в составе земель лесного фонда могут быть выделены лесные участки (например, если в соответствии со ст. 69 ЛК РФ не осуществлено проектирование лесных участков). Данное разграничение может иметь значение для налогообложения земельным налогом, поскольку в соответствии с подп.4 п.2 ст. 389 НК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектом налогообложения земельным налогом (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2011 года N Ф04-1625/11 по делу N А70-7268/2010).

________________
Суткевич Е.А. Судебная практика по учету лесных участков в Российской Федерации // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. N 2.

[3]

3. Для ранее учтенных лесных участков предусмотрен особый порядок внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, ввиду чего собственник (землевладелец, землепользователь) не имеет права проводить землеустроительные работы в отношении такого участка, в том числе согласовывать местоположение границ участка лесного фонда (лесного участка). Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. подробнее постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2009 года N А14-14785/2008/475/19 и определение ВАС РФ от 29 октября 2009 года N ВАС-11184/09; постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2011 года N Ф06-10728/11 по делу N А55-26981/2010; постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2011 года N 05АП-7399/11 (дело N А51-2549/2011).

Читайте так же:  Как правильно оформить наследство на квартиру

Консультации и комментарии юристов по ст 7 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 7 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 7.9. Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд

Статья 7.9. Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 7.9, являются отношения собственности. Чаще всего посягают на право государственной и муниципальной собственности на участки лесного фонда и лесов. При этом нарушаются нормы не только ГК, но и Лесного кодекса.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный самовольно:

1) самовольно занимает лесной участок;

При этом нужно учесть, что в соответствии:

а) со ст. 7 Лесного кодекса земельный участок границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса), образуют лесной участок.

Согласно ст. 67 Лесного кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда (т.е. лесничеств и лесопарков);

б) со ст. 69 Лесного кодекса местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Границы лесных участков смежных с земельными участками (определенных в соответствии с Федеральным законом от 18.06.01 N 78-ФЗ «О землеустройстве») — устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков;

[1]

в) со ст. 92 Лесного кодекса осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

Границы лесных участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах);

3) использует упомянутые выше участки для возведения построек (строительства) для устройства складов (любых, в т.ч. ангаров, легкоразборных модулей и т.п.) для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, для распашки и т.п. целей (они перечислены неисчерпывающим образом!).

Самовольным считается занятие (использование) упомянутых участков без специальных разрешений (т.е. без лесорубочного билета, ордера, лесного билета, лицензий и т.п. документов, выдаваемых в соответствии с нормами Лесного кодекса, и Закона о лицензировании).

Оконченным правонарушение считается с момента совершения любого из упомянутых выше действий. Именно объективной стороной данное административное правонарушение отличается от состава преступления, предусмотренного в ст. 261 УК (последняя устанавливает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками опасности, в результате загрязнения отходами и т.п.). Изменения внесенные в ст. 7.9 Законом N 201 от 04.12.06 вступили в силу с 01.01.07.

3. Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

4. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется только прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Статья 7.9 допускает применение лишь одного вида наказания — административный штраф. Он назначается государственным инспектором по контролю за состоянием лесного фонда (см. коммент. к ст. 3.5, 23.24).

Лес приравняли к земле

Сегодня Лесной кодекс публикует «Российская газета». 1 января будущего года он вступает в силу. До самого последнего дня вокруг него велись ожесточенные споры. И в первую очередь о том, будет разрешена частная собственность на лес или нет.

Беспокойство на этот счет абсолютно понятно и естественно. Лес — это наше все, это неотъемлемая часть нашего образа жизни, менталитета, истории, культуры. Лиши горожанина возможности хотя бы пару раз за лето съездить в лес за грибами, и он просто заболеет. А что говорить о тех, кто буквально живет в лесу! Так что же мы получили в итоге?

Статья 8 кодекса прямо говорит о том, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. А это значит — принадлежат государству и всему народу. Но дело в том, что леса у нас находятся не только на территории лесного фонда. Есть леса на землях поселений, на землях сельхозназначения, есть леса министерства обороны и министерства образования и науки и другие. Так вот, здесь уже, как говорится, возможны варианты. Формы собственности на такие лесные участки определяются в соответствии с земельным законодательством.

Для сведения: леса, не входящие в состав лесного фонда, составляют примерно полпроцента от общей площади всех лесов. Частная собственность возможна именно в их отношении.

Однако критически настроенные оппоненты настаивают на том, что при большом желании возможна и приватизация участков лесного фонда, и даже особо охраняемых природных территорий. Для этого нужно сначала взять участок лесного фонда в аренду, а потом перевести его в земли иных категорий. Это очень непросто, но возможность такую кодекс не отрицает.

Кодекс прямо говорит: граждане имеют право «свободно и бесплатно» пребывать в лесах, собирать грибы-ягоды и все, что можно съесть, для собственных нужд.

И все же ограничения есть. Доступ граждан может быть ограничен или вовсе запрещен в леса, расположенные на землях обороны и безопасности, на землях особо охраняемых природных территорий (заповедники и т.п.). И в обычных лесах пребывание может быть ограничено. Но оснований для этого всего два: для обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах и для обеспечения безопасности граждан при выполнении работ. Никаких других оснований для ограничений входа в лес быть не может.

Для того чтобы получить в аренду лесной участок, необходимо принять участие в аукционе. Но если претендентов оказалось менее двух и аукцион не состоялся, то единственный претендент может получить участок по первоначальной цене аукциона.

Лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть передан в аренду на срок от 10 до 49 лет. Если в течение всего срока арендатор добросовестно соблюдал все условия договора аренды, то он имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок. Цена зависит от того, для каких целей берется участок в аренду, будет там изыматься лесной ресурс или нет. Базовые ставки аренды определяют правительство, регион или муниципалитет, в зависимости от того, в чьем ведении находится данный лесной участок.

Читайте так же:  Доверенность на продажу имущества от юридического лица

Кодекс четко говорит: использование лесов в Российской Федерации является платным. Это касается использования в любых целях.

Кодекс предусматривает, что граждане имеют право заготавливать древесину для собственных нужд: на дрова, на строительство и для других личных целей. Но, как и прежде, за это нужно заплатить. Исключение делается только для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Им лес на рубку предоставляется бесплатно, но в пределах норм, установленных законами субъектов РФ.

Новый Лесной кодекс не допустит перехода прав собственности от государства к арендатору.

Об этом заявил вчера заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. По его словам, документ лишь повышает экономическую привлекательность лесного фонда для временных хозяев. «Новый закон не предполагает перехода прав собственности к арендатору, — заявил Андрей Шаронов. — Если сейчас поводом для перевода может служить уничтожение леса, зачастую специальное, то, новый кодекс обязывает лесопользователя все восстановить».

Говоря об экономической составляющей Лесного кодекса, заместитель министра отметил, что новый закон поможет сделать лесную отрасль более прибыльной. По словам замдиректора Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования минэкономразвития Всеволода Гаврилова, доходы только от одной аренды лесов увеличатся как минимум в два раза. «Если сегодня средняя рентабельность лесного сектора составляет минус 20-30 процентов, то после вступления в силу кодекса мы планируем уйти в плюс, — говорит Гаврилов. — Когда леса получат реального хозяина, мы ожидаем увеличение инвестиций в лесозаготовку и снижение доли убыточных предприятий».

До 1 июля будущего года правительство должно подготовить необходимые нормативные акты для того, чтобы Лесной кодекс заработал полностью, а субъекты РФ могли определиться с административно-правовыми формами лесных хозяйств.

Лесной участок: понятие и специфика определения

Понятие лесных участков

Понятие лесного участка определяет статья 7 Лесного Кодекса РФ (ЛК РФ). Она гласит, что лесным участком может являться земельный участок, границы которого определяется в соответствии со ст. 67, 69, 92 ЛК РФ.

Законодательство относит термин лесной участок к проведению на нем лесоустройства по статье 67 ЛК РФ, что характеризует специфику лесных участков в сравнении с земельными участками. Статья 67 также содержит общую основу проведения лесоустройства, определяя, что лесоустройство может осуществляться на землях лесного фонда, включая земли безопасности и обороны, особо охраняемой природной территорий, населенного пункта с условием, что там располагается лес. По этой причине лесной участок признается таковым лишь на рассмотренных категориях земель.

Наука содержит позицию, что категория «лесной участок» в полной мере отождествляет понятие «земельный участок». Тем не менее, земельные участки — это индивидуализированная часть земли в качестве природного объекта, то есть конкретные земельные участки. Эти понятия не в полной мере тождественны, так как для лесного участка характерны свои особенности.

Особенности лесных участков

Формально лесной участок — это участок земли, но здесь важна специфика лесного участка. Земельный участок становится лесным участком по причине наличия определенной совокупности древесной и кустарниковой растительности, которая на нем растет. Лесные участки обладают особенными свойствами только благодаря специальным особенностям древесной и кустарниковой растительности. Именно наличие леса позволяет выделять лесные участки в составе земли лесного фонда.

Можно сказать, что категория «лесной участок» напрямую связана с природными свойствами леса. По этой причине важно признание существования особенностей у лесных участков в сравнении с земельными участками.

Часть 2 статья 7 ЗК РФ обозначает земельный участок в качестве объекта земельных отношений. Он состоит из части поверхности земли (включая слой почвы), границы которой в установленном порядке описаны и удостоверены. Другое определение понятия «земельный участок» содержала статья 1 утратившего силу ФЗ № 28 «О государственном земельном кадастре». Она включала в его состав поверхность земли (поверхностный слой почвы), границы которой прошли описание и удостоверение в установленном порядке с помощью уполномоченного государственного органа. Также в его состав включалось все то, что находится под и над поверхностью земли, если другое не предусматривали федеральные законы о недрах, законы об использовании воздушного пространства и прочие ФЗ.

По этому определению в состав земельных участков входили и растущие на нем леса, так как они произрастают над их поверхностью.

Для того чтобы земельные участки могли выступать в качестве полноценных объектов отношений в области права, законодательством был установлен ряд существенных требований. Так, участки земли должны быть индивидуально определены (индивидуализированы), в результате чего каждый из них получает соответствующие характеристики, позволяющие однозначно выделять определенный участок из числа других, проводя его качественную и экономическую оценку.

Индивидуализация используется и для того, чтобы отграничить конкретный земельный участок от других.

Для информации по земельным участкам характерны следующие данные:

  • кадастровый номер;
  • адрес или местоположение;
  • занимаемая площадь;
  • категория земли и разрешение на использование земельных участков;
  • описание границ участка, его отдельных частей;
  • зарегистрированные в устанавливаемом порядке вещные права и ограничения (обременение);
  • экономическая составляющая, включая сумму платы за землю;
  • качественная составляющая, включая плодородие и состояние земель для отдельных категорий;
  • наличие объектов недвижимости, которые прочно связаны с участком земли.

Индивидуализация земельных участков происходит за счет его характеристик, представленных местоположением, площадью и границами.

Статья 12 ФЗ 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок идентифицируется в Едином государственном реестре прав в соответствии со своим кадастровым номером. Он присваивается по Фз 221 «О государственном кадастре недвижимости», органами кадастрового учета. Фактический адрес участка — это его местоположение.

Отличие земельного и лесного участка

Для лесного участка, в сравнении с земельным, характерны особенности. Законодательно категория лесного участка связана с проведением лесоустройства, которое не проводят на тех участках земли, где не растет лес.

Лесоустройство заключается в проектировании лесничества и лесопарков, участков леса, закреплении на местности местоположений леснических границ и др. (пункт 1, 3, 4 часть 1 статья 68 ЛК РФ). В этой ситуации местоположение границ закрепляется на местности посредством лесоустроительного, лесохозяйственного знака и (или) указывается на карте леса (часть 3 статья 68 ЛК РФ).

Еще одно отличие лесных участков от земельных состоит в том, что на первых ведется работа по их проектированию, в результате чего подготавливается проектная документация о границе, площади, местоположении и прочих количественных и качественных характеристиках лесного участка. В процессе проектирования обычного земельного участка в состав документации не включают сведения о качественных и количественных показателях леса. Показатели местоположения, площади и границ лесных участков могут быть определены в соответствии с границами и площадью лесного квартала и (или) лесотаксационного выдела.

Специфика определения лесного участка в сравнении с земельным участком признается Верховным Судом РФ, который устанавливает, что их «правовую природу нельзя считать тождественной.

Лесной участок является самостоятельным природным объектом, который обладает специальным правовым режимом, определенным лесным законодательством, по причине жизненно важного многофункционального значения лесов и их роли для общества в целом». Помимо этого, законодательство о лесе основано на других базовых принципах, в отличие от земельного законодательства (статья 1 ЗК РФ, статья 1 ЛК РФ).

Читайте так же:  Через сколько приходит налоговый вычет на квартиру

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 13 апреля 2012 г. N 139 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2012 г. Регистрационный N 24173

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 31, ст. 4014; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч.1), ст. 3597, 3599; 2009, N 11, ст. 1261, N 19, ст. 2283, N 52 (ч.1), ст. 6441, 6455; 2011, N 1, ст. 54, N 19, ст. 2716, N 30 (ч. 1), ст. 4570, ст. 4590, N 49 (ч. 1), ст. 7043, N 51, ст. 7448), приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда.

Руководитель В. Масляков

Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда

1. Настоящий Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 31, ст. 4014; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3597, 3599; 2009, N 11, ст.1261, N 19, ст.2283, N 52 (ч. 1), ст. 6441, 6455; 2011, N 1, ст. 54, N 19, ст. 2716, N 30 (ч. 1), ст. 4570, ст. 4590, N 49 (ч. 1), ст. 7043, N 51, ст. 7448).

2. Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 83 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 31, ст. 4014; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3597, 3599; 2009, N 11, ст.1261, N 19, ст.2283, N 52 (ч. 1), ст. 6441, 6455; 2011, N 1, ст. 54, N 30 (ч. 1), ст. 4570, ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343) (далее — Лесной кодекс Российской Федерации).

3. При государственном учете лесных участков в составе земель лесного фонда (далее — государственный учет) органы государственной власти, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, вносят в государственный лесной реестр сведения, подтверждающие существование данного земельного участка с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

4. Государственный учет проводится в случаях предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда, за исключением случаев предоставления лесных участков для осуществления рекреационной деятельности.

5. Государственный учет проводится по инициативе органов государственной власти, уполномоченных на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

6. Для осуществления государственного учета лицами, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, предоставляется проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, подготовленная в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации, включающая следующие сведения:

наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, лесничества, лесопарка, участкового лесничества, номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов;

площадь лесного участка (в том числе лесных земель, из них земель, покрытых лесной растительностью и не покрытых лесной растительностью, и нелесных земель);

вид разрешенного использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка;

таксационное описание лесного участка (описание лесных насаждений, в том числе их состава, класса возраста, бонитета, полноты, общего запаса древесины);

целевое назначение лесов (категории защитных лесов);

картографические материалы с нанесением границ участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов, видов целевого назначения лесов, категорий защитных лесов, номеров лесных кварталов, границ лесного участка с указанием румбов и длины граничных линий, номеров лесотаксационных выделов и площади в масштабе планшета М 1:10000 либо плана лесных насаждений М 1:25000, либо карты-схемы лесничества или лесопарка М 1:100000.

Подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков осуществляется в том числе на основании данных государственного лесного реестра.

7. Государственный учет осуществляется в месячный срок с даты представления проектной документации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка.

8. При проведении государственного учета лесному участку присваивается номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре), который указывается в государственном лесном реестре следующим образом:

порядковый номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре) (000000);

год, в котором вносятся сведения в государственный лесной реестр (0000);

месяц, в котором вносятся сведения в государственный лесной реестр (00).

Разделителями указанных групп цифр являются дефисы.

9. Проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка помещается в государственный лесной реестр с указанием номера учетной записи соответствующего лесного участка.

10. При разделе, объединении, перераспределении лесного участка или выделе из лесного участка сведения о ранее учтенном лесном участке подлежат исключению из государственного лесного реестра с указанием номера учетной записи лесного участка, подлежащего разделу, объединению, перераспределению или выделу из лесного участка, делается соответствующая запись об исключении сведений с указанием причин, даты исключения и номеров учетных записей лесных участков, образующихся одновременно при разделении ранее учтенных лесных участков.

Указанные выше сведения вносятся на основании проектной документации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, в отношении лесных участков, образующихся одновременно при разделении ранее учтенных лесных участков, которая помещается в государственный лесной реестр с присвоением номеров учетных записей вновь образованных лесных участков.

11. Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к настоящему Порядку, заверенному органами государственной власти, указанными в пункте 2 настоящего Порядка.

Видео (кликните для воспроизведения).

12. По результатам государственного учета лицам, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.

Источники


  1. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.

  2. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.

  3. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
  4. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.
  5. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Является ли лесной участок земельным участком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here