Внеочередное предоставление жилья по договору социального найма

Важная информация на тему: "Внеочередное предоставление жилья по договору социального найма" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 57 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (действующая редакция)

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 57 ЖК РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам:

состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

в порядке очередности исходя из времени принятия на учет, т.е. чем раньше гражданин был поставлен на учет, тем раньше ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

2. Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по решению соответствующего органа местного самоуправления. На основании такого решения заключается договор социального найма.

Практически данная норма исключила понятие «ордер на занятие жилого помещения», существование которого противоречило принципам, установленным ст. 1 ГК РФ.

В решении о предоставлении жилья устанавливается срок заключения договора социального найма; по этому договору наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение во владение и пользование для проживания (ст. 49 ЖК РФ).

3. Заключение договора социального найма позволяет говорить о возможности заселить жилье, в чем заинтересован наймодатель. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов расходы на содержание жилья и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления (или управомоченные ими лица).

[2]

В соответствии с Типовым договором социального найма наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в 10-дневный срок с момента подписания договора (п. 5).

4. Предоставляемое жилое помещение должно:

быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений (см. комментарий к ст. 62);

отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (см. комментарий к ст. 15);

быть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления;

быть благоустроенным (применительно к условиям данного населенного пункта). Благоустройство жилья характеризуется наличием водопровода, центрального отопления, газовых коммуникаций и т.п.;

быть юридически и фактически свободным. Иными словами, у него не должно быть законных пользователей (например, в случае временного выбытия граждан, когда за ними сохраняется право пользования); оно не должно быть фактически занятым лицами, не имеющими права им пользоваться (например, в случае проживания поднанимателя, когда наниматель выехал из этого помещения, т.е. договор найма расторгнут). Лица, занявшие жилье с нарушением установленного порядка, подлежат выселению;

находиться в черте соответствующего населенного пункта, являющегося местом жительства гражданина (см. комментарий к ст. 51), и быть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (см. комментарий к ст. 50).

Комнаты по договорам социального найма согласно ч. 6 ст. 57 ЖК РФ могут предоставляться только в случаях заселения освободившихся помещений в коммунальной квартире (ч. 4 ст. 59 ЖК РФ).

В то же время комната (комнаты) может быть предоставлена по договору социального найма в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 89 ЖК РФ. Согласно ч. 2 этой статьи, если наниматель и члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право получить квартиру или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире (см. также ч. 2 ст. 58 ЖК РФ).

5. Если у гражданина (подлежащего обеспечению жильем по договору социального найма) есть жилое помещение на праве собственности, площадь этого помещения учитывается при определении размера жилья, предоставляемого по договору социального найма. Порядок определения общей площади жилья, предоставляемого в этих случаях, устанавливается законодательством субъектов РФ.

6. В соответствии с ч. 8 ст. 57 органы, предоставляющие жилье по договору социального найма, должны учитывать действия и сделки граждан, в результате которых уменьшился размер жилых помещений или произошло их отчуждение (продажа, дарение и т.п.).

7. Комментируемая статья устанавливает категории граждан, имеющих право получить жилое помещение вне очереди.

Читайте так же:  Кто оплачивает нотариальные расходы при продаже квартиры

В п. 1 ч. 2 ст. 57 указаны граждане, жилье которых в установленном порядке признано непригодным для проживания, если оно не подлежит ни ремонту, ни реконструкции.

Уточнение, содержащееся в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи (жилые помещения ремонту и реконструкции не подлежат), подчеркивает определенное техническое состояние жилья, иначе говоря, речь идет об аварийности дома, поскольку жилье при иных показателях непригодности может быть приведено в состояние, пригодное для использования, в результате капитального ремонта.

На практике могут возникнуть вопросы и в отношении жилых домов индивидуального жилищного фонда. В частности, подлежат ли собственники этих домов обеспечению жильем, если дом пришел в непригодное состояние (и подлежит сносу) либо уничтожен, например в результате пожара.

Государство (муниципалитет) берет на себя обязанность решать вопросы «расчетов» с собственником только при сносе жилого дома в связи с отводом земель для государственных или общественных нужд (см. комментарий к ст. 32).

Если земельный участок не изымается для указанных нужд, собственник дома, приведенного в негодное состояние, сам изыскивает способ решения этой проблемы. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а под этим бременем понимаются, прежде всего, поддержание дома в надлежащем состоянии и его ремонт.

В то же время собственник индивидуального дома, ставшего непригодным в результате чрезвычайных обстоятельств, может быть обеспечен жильем, если состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Если же собственник не был очередником на получение жилья, то в рассматриваемом случае можно обратиться к ст. 95 ЖК РФ. Согласно п. 3 этой статьи жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, единственное жилье которых стало непригодным в результате чрезвычайных обстоятельств. А далее следует обратиться к п. 1 ч. 1 ст. 51 (см. комментарий к ней).

8. Вторая категория граждан, имеющих право получить жилье вне очереди, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи). Круг этих лиц установлен Федеральным законом от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

9. Наконец, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 вне очереди жильем обеспечиваются граждане, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Перечень таких заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.

Следует отметить, что данная категория граждан подлежала обеспечению жильем в первоочередном порядке (ст. 36 ЖК РСФСР) и при его предоставлении руководствовались Списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утв. Приказом Минздрава СССР от 28.03.83 N 330.

Вместе с тем напомним, что по ранее действовавшему законодательству эта категория граждан, кроме права на льготное обеспечение жильем, имела право на дополнительную площадь в виде отдельной комнаты. Так, Постановлением Правительства РФ от 28.02.96 N 214 был утвержден Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утратило силу — см. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817).

Необходимость предоставления дополнительной площади в виде отдельной комнаты обусловлена тем, что из-за некоторых видов тяжелых заболеваний недопустимо проживание в одной комнате с лицами, страдающими этими заболеваниями.

По смыслу ст. 58 (ч. 2) ЖК РФ превышение нормы предоставления жилого помещения указанной категории граждан некоторым образом позволяет вести речь о сохранении за ними «права на дополнительную площадь». Однако ограничение (но не более чем в 2 раза) не позволяет в полной мере создать этим лицам необходимые по характеру заболевания условия.

10. Уделим некоторое внимание вопросу дополнительной площади.

Как уже отмечалось, ЖК РФ не содержит положений по данному вопросу. Вместе с тем Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривается определение перечня заболеваний для решения вопроса о предоставлении лицам, страдающим ими, дополнительной площади.

Статьей 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ введена новая редакция п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.92 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»: «Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. «

Право на дополнительную площадь предусматривается также для сотрудников органов внутренних дел. Причем говорится, что порядок предоставления «дополнительной площади или дополнительной комнаты и ее размеры устанавливаются законодательством Российской Федерации» (ст. 21 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

11. Коснемся и вопроса упразднения другого института жилищного законодательства — первоочередного обеспечения жильем. Статья 36 ЖК РСФСР содержала большой перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилья в таком порядке.

К сожалению, из числа категорий граждан, имевших право на первоочередное обеспечение жилыми помещениями (ст. 36 ЖК РСФСР), «выпадают» отдельные категории, в частности учителя, многодетные матери, семьи при рождении близнецов.

Отмена права ряда категорий граждан на получение жилья в первую очередь вступает в противоречие с положениями ст. 55 Конституции РФ. При этом необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Бесспорно, совершенствование жилищного законодательства требует решения вопроса об упорядочении жилищных льгот, в т.ч. по предоставлению жилья.

Однако правомерна ли позиция об отмене таких льгот без какой-либо компенсации? Основательны опасения, что это в определенной степени снизит доверие к государству и его Конституции. Согласно ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Вряд ли следует говорить о нарушении в данном случае ст. 40 Конституции РФ, провозглашающей право на жилище; речь идет только о льготных основаниях обеспечения жильем.

Вместе с тем ч. 1 ст. 55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Конституции РФ основных прав (к которым относится и право на жилище) и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; а следующая затем ч. 2 ст. 55 устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В связи с изложенным уместно упомянуть Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 415-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону». Конституционный Суд РФ отметил следующее: «Внося в действующее правовое регулирование изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает оптимальное сочетание разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных конституционно не обоснованных изменений, затрагивающих права граждан».

[3]

Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма

В жилищном кодексе РФ рассматривается вариант предоставления помещений иж жилого фонда по договору социального найма. Для заключения такого договора следует относиться к одной из двух категорий граждан, предусмотренных в законодательстве, а также потребуется соблюсти ряд формальностей.

Читайте так же:  Как официально сделать перепланировку в квартире

Кому предоставляется социальное жилье?

Конституция РФ обращает внимание, что бесплатное жилье может получить не любой желающий, а исключительно те граждане, которые непосредственно указаны в законе. Порядок признания гражданина нуждающимся прописан в статье 49 Жилищного кодекса РФ. В нем рассматривается множество нюансов.

Основания для признания гражданина нуждающимся в социальном жилье

Жилые помещения, принадлежащие к муниципальному фонду, могут быть предоставлены по договору социального найма:

  1. Гражданам, имеющим статус малоимущих, если есть веские основания считать их нуждающимися в жилье. Обратите внимание! Малоимущим может считать себя кто угодно, однако официально этот статус присваивается в соответствии с законодательством РФ органами местного самоуправления на основании получаемого дохода и оценки стоимости принадлежащего гражданам имущества. .
  2. Гражданам, которые признаны указом Президента РФ нуждающимся в социальном жилье. Таковыми являются:
    • Судьи Военной коллегии и/или военных судов;
    • Прокуроры;
    • Учителя государственных учебных заведений;
    • Члены семей участников ВОВ, даже если таковые уже отсутствуют в живых.

[1]

Если органы местного самоуправления наделены полномочиями обеспечивать перечисленные категории граждан жильем, они могут предоставить его из муниципального фонда как в порядке очереди, так и внеочередно.

Внеочередное предоставление жилья

Чаще всего порядок получения социального жилья совпадает с порядком постановки на учет граждан. Т.е. кто раньше был поставлен на учет, тот раньше и получит жилище. Однако существует категория, условно называющаяся внеочередниками. Федеральный закон рассматривает возможность внеочередного получения жилья для:

  • Лиц, место проживания которых признано непригодным для жилья и не подлежащим ремонту;
  • Сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после их выпуска из специализированного заявления.
  • Гражданам, не имеющим в собственности жилья, но при этом нуждающимся в нем по медицинским показаниям (состояние здоровья, делающее невозможным проживание с конкретным лицом в одном жилом помещении).

Решение о предоставлении социального жилья вне очереди и сроки, в которые оно должно быть предоставлено, принимается органами местного самоуправления.

Как ведется учет нуждающихся?

Чтобы поставить гражданина на учет, позволяющий в порядке очереди получить жилье по договору социального найма, необходимо, чтобы он написал заявление, а все дееспособные члены семьи, проживающие с ним, поставили свою подпись.

Правила постановки граждан на учет

Помимо заявления, написанного и подписанного, как указывалось выше, для постановки на учет необходимо:

  • Предоставить документы, подтверждающие право гражданина на получение жилья по договору социального найма. Это может быть решение о признании семьи малоимущей, справка о составе семьи или любые другие документы, оговоренные в ГК РФ.
  • Получить расписку, включающую в себя подробный перечень всех принятых документов.
  • Дождаться решения органов местного самоуправления (как правило, срок рассмотрения составляет до 30 дней).
  • В случае отказа человек имеет право обжаловать решение органов местного самоуправления в суде.
  • При положительном решении вопроса подателя заявления обязаны уведомить об этом в трехдневный срок.

Гражданин считается принятым на учет не с того дня, когда он об этом узнал, а с момента принятия решения органами местного самоуправления.

Кого могут не поставить на учет?

Видео (кликните для воспроизведения).

Если заявление, рассмотренное в предусмотренный законом срок, не было одобрено, скорее всего, гражданин не относится к категории нуждающихся. Как правило, это касается лиц:

  • Являющихся нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо членами семьи таких нанимателей;
  • Являющихся собственниками помещения, считающегося жилым, или членом семьи такого собственника;
  • Предоставивших неправдивые сведения, если они являлись основанием для постановки на учет;
  • Подавших заявление вне своей территории проживания.

Кроме того, жилые помещения по договору социального найма не могут быть предоставлены гражданам любой другой страны, кроме РФ, а также лицам, не имеющим российского гражданства.

Кто сохраняет за собой право оставаться на учете?

Сохранять свое имя в списке претендентов на получение жилья по договору социального найма гражданин имеет право в двух случаях:

  1. Очередь на получение жилья не дошла непосредственно до конкретного лица.
  2. У человека, поставленного на учет, не изменились обстоятельства, ставшие причиной обращения за жильем.

Если одно из перечисленных условий не соблюдено (или оба), гражданина снимают с учета лиц, имеющих право на социальное жилище.

Как и почему снимают граждан с учета?

С учета граждан снимают в двух случаях. Первый – если жилье уже предоставлено, и гражданин, его получивший, вступил в свои права, предусмотренные законом. Кроме того, с учета может быть снят гражданин, действия которого являются противозаконными (предоставление неправдивых сведений, попытка обмана должностных лиц и т..п).

Правила предоставления жилых помещений

Для того, чтобы в соответствии с законодательством обеспечить нуждающихся граждан жильем по договору социального найма, требуется соблюсти ряд формальностей и условий, в том числе – и соответствие нормам площади:

  • 18 м 2 общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек;
  • 42 м 2 на семью из двух человек;
  • 33 м2 на одиноко проживающего человека.

Нормы предоставления площади

Сразу следует заметить, что если комната в предоставляемом помещении одна, то нормы площади, установленные законом, могут быть не соблюдены. Гораздо важнее, чтобы предоставленное помещение было не меньше необходимого, в противном случае возможно, что сам гражданин или члены его семьи потребуют получения подходящего жилья вне очереди.

Также существенно отличие заключается в том, что для проживания в одной комнате лиц, не являющихся супругами, понадобится их согласие.

Порядок предоставления

В первую очередь жилье такого плана предоставляется тем, кто признан нуждающимся в нем и имеет статус малоимущего. Если таковые отсутствуют, возможно заселение по второй очереди – как правило, это люди, нуждающиеся в жилье и не имеющие статуса малоимущих, но претендующие на него.

Таким образом, для получения жилья по социальному договору необходимо:

  • Написать заявление;
  • Предоставить документы, подтверждающие право встать на учет;
  • Дождаться решения органов власти о постановке на учет;
  • В случае очередности – дождаться своей очереди, если же признано право на внеочередное получение жилья, этот пункт исключается;
  • Поселиться в предоставленном жилье, подать заявление на снятие с учета.
Читайте так же:  Кадастровая стоимость нежилого помещения по кадастровому номеру

Порядок предоставления жилья по договору социального найма может быть изменен в зависимости от конкретных условий. Если ранее нуждающимся выдавался ордер, то сейчас передача жилья производится только в рамках заключенного договора.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 49 ЖК РФ

1. Жилые помещения частного жилищного фонда (см. ст. 19 ЖК и комментарий к ней) в социальный наем не предоставляются. Государственный и муниципальный жилищные фонды, напротив, только для того и предназначены, чтобы входящие в их состав жилые помещения передавались гражданам по договорам социального найма. Теоретически мыслима ситуация, когда жилье государственного и муниципального жилищных фондов передается в коммерческих целях, т.е. предоставляется в пользование гражданам на основании договоров коммерческого найма или иных подобных договоров (с целью заработать). Допустимость такого использования жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов следует и из закона (ч. 3 ст. 19 ЖК). Однако, как представляется, в принципе такого быть не должно. Данный вывод с учетом степени остроты жилищной проблемы надлежит сделать исходя из содержания ст. ст. 7, 40 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 12 — 14 ЖК РФ (см. п. 4 комментария к ст. 1, а также комментарий к другим названным статьям ЖК).

По-видимому, принимая во внимание обостренность жилищной проблемы и число граждан, состоящих на учете, было бы попросту безнравственным более или менее широкое распространение коммерческого найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, таковое предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Данное конституционное положение, кроме прочего, свидетельствует о несостоятельности прежних подходов к решению жилищной проблемы. Ранее государство принимало на себя все и вся в жилищной сфере. Однако многочисленные попытки государства решить жилищную проблему, обеспечить каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным жилым домом не увенчались успехом. Иначе и быть не могло.

Осознание невозможности сделать жилищную сферу процветающей, обеспечить комфортным жильем всех желающих (в том числе нуждающихся в жилье) только силами и за счет государства послужило основанием жилищной реформы.

Итак, в Конституции РФ гарантируется предоставление жилья из государственного или муниципального жилищного фонда не всем гражданам, но только малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Когда речь идет о том, что указанным лицам жилые помещения предоставляются бесплатно или за доступную плату, то, конечно, не предполагается безвозмездность или весьма умеренная возмездность пользования жильем . Гражданин не платит или вносит доступную плату за сам факт предоставления жилого помещения. За пользование жильем и коммунальными услугами должна вноситься плата (см. ст. ст. 153 — 160 ЖК и соответствующий комментарий).
———————————
Как представляется, упоминание в Конституции РФ «других жилищных фондов» сделано на всякий случай.

В ГК РСФСР 1964 г. указывалось: «Впредь до установления бесплатного пользования жилыми помещениями наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату» (ст. 303). Иллюзии вскоре рассеялись. В Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (ст. 27), а затем и в ЖК РСФСР (ст. ст. 55 — 57) об обязанности вносить плату за пользование жилым помещением и плату за коммунальные услуги говорится без каких-либо оговорок. Правда, некоторые категории граждан имели право бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением (ст. 28 Основ; ст. 59 ЖК РСФСР).

Указанное конституционное положение в весьма детализированном виде воспроизводится в ЖК РФ.

3. В социальный наем жилье предоставляется гражданам, которые являются нуждающимися в жилых помещениях (см. ст. 51 ЖК и комментарий к ней), но не всем, а только тем, которые признаются малоимущими.

Жилищный кодекс, конечно, не мог установить, кого считать малоимущим. Прежде всего потому, что уровень жизни в разных «городах и весях» России существенно различается. Вместе с тем в ЖК РФ называется два критерия, которыми нужно руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует считать малоимущим.

Во-первых, это граждане, имеющие невысокий доход в расчете на каждого члена семьи. Предельный размер дохода, обеспеченность ниже которого дает возможность считать гражданина малоимущим, устанавливается органами местного самоуправления.

Во-вторых, это граждане с невысоким доходом, у которых нет имущества, подлежащего налогообложению, выше определенной стоимости. Если, например, в семье весьма низкий доход на каждого члена семьи, но у кого-либо из них имеется дорогостоящий загородный дом, то такие граждане не будут считаться малоимущими.

Читайте так же:  Как рассчитывается водоотведение в многоквартирном доме

4. Отталкиваясь от приведенных положений ЖК РФ, законами субъектов Федерации должен устанавливаться порядок признания граждан малоимущими. Понятно, что в этих законах воспроизводится два установленных ЖК РФ критерия. Но, главное, они определяют, каким образом граждане подтверждают, что они являются малоимущими: какими документами подтверждается состав семьи, доход каждого члена семьи; как производить расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи; как учитывать, допустим, то обстоятельство, что кто-либо из членов семьи временно отсутствует, например в связи с призывом на военную службу; учитывается ли то обстоятельство, что кто-либо из членов семьи имеет какие-либо льготы; какие документы должны быть представлены об имеющемся имуществе, подлежащем налогообложению, и как определяется его стоимость и т.д.

По-видимому, законом субъекта Федерации должно устанавливаться, что учету подлежит все имущество, подлежащее налогообложению, принадлежащее отдельным членам семьи, находящееся в общей собственности всех членов семьи или некоторых из них. Вероятно, может предусматриваться, что малоимущими признаются граждане, имеющие невысокий доход, а принадлежащее им имущество, подлежащее налогообложению, по стоимости не превышает определенной (устанавливаемой органом местного самоуправления) суммы в расчете на каждого члена семьи и т.д.

Руководствуясь ЖК РФ и указанным законом субъекта Федерации, каждый орган местного самоуправления должен назвать конкретные суммы. Предположим, установить, что малоимущими признаются проживающие в данном муниципальном образовании граждане, имеющие доход на каждого члена семьи не более чем 2 тыс. рублей, а стоимость принадлежащего членам этой семьи имущества, подлежащего налогообложению, не превышает 10 тыс. рублей либо его нет вовсе.

Итак, схематично решение вопроса о том, кто считается малоимущим, выглядит следующим образом:

1) ЖК РФ назвал два критерия, которыми следует руководствоваться;

2) закон субъекта Федерации устанавливает порядок признания граждан малоимущими;

3) орган местного самоуправления признает граждан малоимущими .
———————————
Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

5. Порядок предоставления малоимущим гражданам жилых помещений в социальный наем устанавливается ЖК РФ.

6. Как уже отмечалось, по договору социального найма жилье может предоставляться не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам (например, участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, судьям, работникам прокуратуры и т.д.).

Соответствующие указания могут содержаться как в федеральных законах, так и в законах субъектов Федерации и, кроме того, в указах Президента РФ.

Для предоставления жилья в социальный наем этим категориям граждан неважно, каков их доход, есть ли у них имущество, подлежащее налогообложению, и какова его стоимость. Важно то, что они считаются нуждающимися в жилых помещениях. Причем если малоимущие граждане признаются нуждающимися по основаниям, установленным ЖК РФ (ст. 51), то нормативный акт, предусматривающий возможность передачи жилья в социальный наем иным категориям граждан, может одновременно установить и другие критерии нуждаемости. Например, ввести такое основание признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, как проживание в коммунальной квартире, иные учетные нормы (см. ч. 6 ст. 50 ЖК) и т.д.

По общему правилу жилые помещения предоставляются «иным указанным в законе категориям граждан» в порядке, установленном ЖК РФ. Однако федеральный закон, указ Президента РФ или закон субъекта Федерации, определяя, что та или иная категория граждан может получать жилье в социальный наем, вводя дополнительные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, может установить и иной порядок предоставления жилых помещений. Несомненно, что эта возможность достаточно часто будет реализуема. А если учесть, что само понятие «порядок предоставления жилого помещения» в действующем ЖК РФ (в отличие от ЖК РСФСР) четко не определено, то, вероятно, будут устанавливаться сроки, в течение которых должны предоставляться жилые помещения, может устанавливаться количество комнат в жилом помещении, предоставляемом на определенное количество членов семьи, и т.д. Норма предоставления жилья (общая) также может отличаться от нормы предоставления, установленной для малоимущих граждан (ч. 3 ст. 50 ЖК) (это естественно, поскольку норма предоставления жилья для малоимущих граждан устанавливается органом местного самоуправления, а для иных указанных в законе граждан может определяться в федеральном законе, указе Президента РФ или законе субъекта Федерации).

Иным указанным в законе категориям граждан может предоставляться и муниципальное жилье, но только в том случае, если орган местного самоуправления наделен соответствующими полномочиями. Это указание, содержащееся в ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, базируется на конституционном положении: органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). И в этом случае применяется порядок предоставления жилья, установленный ЖК РФ, если иное не установлено специальным законом, предусматривающим предоставление жилья в социальный наем той или иной категории граждан.

7. В ч. 5 ст. 49 ЖК РФ установлено исключение из общего правила, предусмотренного ч. 3 ст. 4 Кодекса. Учитывая назначение жилищного фонда социального использования и существо отношений, складывающихся по поводу использования жилых помещений, входящих в состав этого фонда, введение такой нормы в ч. 5 комментируемой статьи представляется вполне оправданным.

Статья 59 ЖК РФ. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

Новая редакция Ст. 59 ЖК РФ

1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

Читайте так же:  Как проверить информацию о квартире

4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 — 3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 59 ЖК РФ

1. Комментируемая статья определяет своеобразную очередность требований, касающихся улучшения жилищных условий, которые могут быть предъявлены лицами, проживающими в коммунальной квартире, в которой по тем или иным причинам освободилось жилое помещение (изолированная комната или несколько комнат). При этом ч. ч. 1 и 2 ст. 59 Кодекса исходят из необходимости предоставления такого освободившегося жилого помещения прежде всего наименее социально защищенным гражданам.

В первую очередь подлежат удовлетворению требования тех претендентов на освободившуюся жилую площадь, которые на дату освобождения соответствующего жилого помещения фактически признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (об этом см. ст. ст. 49, 51 Кодекса и комментарий к указанным статьям). Обратим внимание, что в данном случае речь идет не о любых категориях граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным законодательством, а лишь о тех лицах, которые одновременно признаны малоимущими. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Кодекса малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Указанным гражданам освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире предоставляется по договору социального найма.

2. Во вторую очередь (если в коммунальной квартире нет граждан, которым освободившееся жилое помещение предоставляется в первую очередь) соответствующее жилое помещение предоставляется гражданам, которые фактически не признаны, но могут быть признаны малоимущими по основаниям и в порядке, установленным законодательством, при обязательном условии, что на одного члена семьи таких граждан приходится меньший размер общей площади жилого помещения, чем норма предоставления жилой площади, установленная в данной местности (о норме предоставления см. ст. 50 Кодекса и комментарий к ней). Претендентам второй очереди, обратившимся с соответствующим заявлением, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма.

3. В третью очередь (если в коммунальной квартире нет граждан, которым освободившееся жилое помещение предоставляется в первую и во вторую очередь) указанное жилое помещение может быть продано гражданам, на одного члена семьи которых приходится меньший размер общей площади жилого помещения, чем установленная в данной местности норма предоставления. Для этого случая Кодекс не требует, чтобы покупатель по договору купли-продажи жилого помещения был признан малоимущим и (или) нуждающимся в жилом помещении. Необходимо только заявление, выражающее намерение потенциального покупателя приобрести освободившееся жилое помещение на основании возмездного договора.

4. Если в коммунальной квартире нет граждан, которые могли бы претендовать на освободившееся жилое помещение в такой квартире в порядке очередности, о которой говорилось выше, то освободившееся помещение предоставляется по договору социального найма не проживающим в данной квартире гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по правилам ст. 52 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней; см. также ч. 6 ст. 57 Кодекса и комментарий к ней).

Другой комментарий к Ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья устанавливает очередность получения гражданами, проживающими в коммунальной квартире, освободившихся комнат. Причем согласно ч. 1 и 2 такие комнаты предоставляются по договору социального найма, а согласно ч. 3 передаются в собственность.

В первую очередь правом на получение освободившейся комнаты в коммунальной квартире обладают наниматели (или собственники), проживающие в этой квартире, которые на момент освобождения жилья признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

При отсутствии в квартире лиц, указанных в ч. 1, освободившееся помещение предоставляется — тоже по договору социального найма — проживающим в ней нанимателям или собственникам (вторая «очередь»), если они могут быть признаны малоимущими и если они обеспечены жильем менее нормы предоставления на одного человека.

Лицам, которые не могут быть признаны малоимущими, но обеспечены жильем менее нормы предоставления на одного человека (третья «очередь»), освободившаяся комната (комнаты) передается по договору купли-продажи.

И наконец, при отсутствии в коммунальной квартире лиц первой — третьей «очередей» освободившиеся комнаты заселяются в порядке, предусмотренном положениями ЖК РФ, на основании договора социального найма (ч. 4).

Таким образом, в отличие от ранее действовавших условий (ст. 16 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92 N 4218-1) комментируемая статья предоставляет право на получение освобождающейся комнаты не только нанимателям, проживающим в этой квартире, но и лицам, имеющим в ней комнату (комнаты) на праве собственности.

Указанные нормы способствуют ликвидации коммунальных квартир.

2. Освободившимся является жилое помещение, которое пустует:

а) в связи с переездом занимавшего это помещение лица на другое место жительства (переселение в другое помещение либо в другой населенный пункт);

б) в связи со смертью нанимателя, занимавшего это помещение, и проч.

При временном отсутствии нанимателя и членов его семьи (ст. 71 ЖК РФ) нельзя считать помещение освободившимся, и другие лица не могут на него претендовать.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Решение соответствующих органов заселить комнату, освободившуюся в коммунальной квартире, может быть оспорено в судебном порядке гражданами, проживающими в этой квартире, путем предъявления иска к лицам, которым предоставлена комната, и органу, принявшему указанное решение.

Источники


  1. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.

  2. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.

  3. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  4. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  5. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
Внеочередное предоставление жилья по договору социального найма
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here