Списание муниципального имущества в оперативном управлении

Важная информация на тему: "Списание муниципального имущества в оперативном управлении" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Списание муниципального имущества в оперативном управлении

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Списание муниципального имущества в оперативном управлении

РЕГЛАМЕНТ
по оказанию услуги
«Согласование списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, хозяйственного ведения»

Списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за предприятиями, государственными краевыми учреждениями, государственными органами, имущества казны Пермского края осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и действующими региональными нормативными актами.

Списанию подлежат основные средства:
— изношенные по истечении установленных сроков эксплуатации и непригодные для дальнейшего использования, если их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
— морально устаревшие;
— утраченные или уничтоженные в результате стихийных бедствий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, аварий, хищений и т.п.;
— здания, сооружения и передаточные устройства, подлежащие сносу в связи со строительством новых объектов или объекты, пришедшие в ветхое и аварийное состояние;
— жилые помещения, безвозмездно переданные в собственность граждан в порядке приватизации.

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.

1. Получатели услуги

Краевые предприятия, государственные краевые учреждения, органы государственной власти Пермского края (далее – учреждение).

[1]

2. Документы необходимые для согласования списания имущества

Для согласования списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, хозяйственного ведения учреждения представляют следующие документы:

2.3. Списание объектов жилищного фонда, безвозмездно переданных в собственность граждан в порядке приватизации, производится на основании договора безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан, свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение.

2.4. При списании транспортных средств бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные органы для получения согласия представляют в уполномоченный орган следующие документы:
— письменное обращение о согласовании списания транспортного средства;
— согласие отраслевого органа на списание транспортного средства;
— копию приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств;
— акты о списании автотранспортных средств (форма ОС- 4а) в одном экземпляре;
— заключение комиссии о техническом состоянии транспортного средства;
— заключение о техническом состоянии транспортного средства, позволяющее сделать вывод о его непригодности к дальнейшему использованию, составленное организацией, имеющей лицензию или сертификат соответствия на оказание соответствующих услуг;
— копию лицензии или сертификата соответствия, заверенные организацией, выдавшей заключение о техническом состоянии транспортного средства;
— копию паспорта транспортного средства;
— фотографии транспортного средства, предлагаемого к списанию;
— сводный акт о списании основных средств с баланса в 2 экземплярах, в случае списания двух и более транспортных средств, согласованный с отраслевым органом.

3. Порядок оказания услуги

Государственные краевые учреждения, государственные органы, предприятия:
— формируют пакет документов в соответствии с перечнем документов, необходимых для согласования списания имущества (далее – Перечень документов);
— направляют обращение отраслевому органу с просьбой выразить в письменной форме согласие (несогласие) по списанию имущества закрепленного на праве оперативного управления, хозяйственного ведения за предприятием, учреждением;
— при наличии сформированного в соответствии с Перечнем документов пакета направляют в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края(далее – Министерство) письменное обращение о рассмотрении вопроса о согласовании списания имущества.

[2]

Министерство
При поступлении обращения и документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, осуществляет подготовку проекта нормативно-правового акта Министерства;
Срок рассмотрения документов для согласования списания имущества составляет 30 дней со дня регистрации документа в отделе организационной работы Министерства.

В согласовании списания имущества отказывается в случаях:
— неполноты, неразборчивости, недостоверности представленных документов;
— несоответствия документов, сведений законодательству, данным реестра государственной собственности Пермского края;
— отсутствия или необоснованности причин списания;
— наличия значительной остаточной стоимости объектов;
— возможности дальнейшего использования объектов;
— наличия обязательств (обременений), связанных с объектом (аренда, безвозмездное пользование, консервация и прочее);
— непредставления в реестр государственной собственности Пермского края отчета по внесению изменений в Реестр в установленном порядке.

Согласование списания имущества оформляется приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.

Читайте так же:  Как происходит процесс продажи квартиры

Согласование уполномоченным органом списания имущества оформляется приказом и согласованием акта о списании объекта основных средств.

Реализация государственного имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления

«Ваш бюджетный учет», 2006, N 3

Операции по реализации государственными (муниципальными) учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, в соответствии с распоряжениями представителя собственника, не являются их основной деятельностью. В определенном смысле такие операции не в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства РФ. В соответствии со ст. 298 ГК РФ «учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете». Например, для государственных (муниципальных) унитарных предприятий возможность реализации закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества регламентирована Постановлением Правительства РФ от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по реализации прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». Но обычное бюджетное учреждение не может выступать в качестве продавца закрепленного за ним имущества, так как не имеет аналогично установленных регламентов.

Вместе с тем, учитывая необходимость реализации закрепленного за учреждениями государственного имущества, органы управления государственным имуществом вправе создавать для осуществления данных операций специализированные организации. Как правило, такие организации создаются в форме государственных унитарных предприятий (ГУПов), хотя создание для данных целей бюджетных учреждений действующим законодательством РФ в принципе не запрещено. По другой схеме органы управления государственным имуществом своими решениями делегируют функции осуществления реализации имущества бюджетным учреждениям, которые являются его балансодержателями.

Кроме того, бюджетное учреждение может самостоятельно реализовывать определенную номенклатуру имущества, не подлежащего в общем случае включению в реестр соответствующего государственного имущества. Так, учреждение, по мнению автора, на вполне законных основаниях может реализовать сторонним организациям, например, неиспользуемые остатки материальных запасов или отходы от ликвидации основных средств в виде лома черных и цветных металлов.

При этом у администрации учреждения возникают определенные сложности в правовом обеспечении данных сделок и организации их бюджетного учета.

Правовое обеспечение сделок по реализации государственного имущества

Имущество, закрепленное за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегировано право распоряжения данным имуществом. Поскольку, как отмечалось ранее, для самостоятельного осуществления указанных операций имеются ограничения, изложенные в п. 1 ст. 298 ГК РФ.

Относительно имущества, приобретенного за счет доходов от разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, бюджетному учреждению предоставлены более широкие права по распоряжению им. Так, п. 2 той же статьи ГК РФ установлено, что «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Исключение составляет приобретенное за счет доходов от предпринимательской деятельности недвижимое имущество, распоряжаться которым учреждение в соответствии с требованиями п. 2 ст. 295 ГК РФ может только с согласия собственника.

Вместе с тем делегированная учреждению ст. 298 ГК РФ, а также п. 6 ст. 161 БК РФ, «самостоятельность» в распоряжении движимым имуществом, приобретенным за счет доходов от предпринимательской деятельности, по мнению автора, все равно предполагает согласование операций по его отчуждению с уполномоченным государственным (муниципальным) органом. Ведь согласно п. 2 ст. 42 БК РФ «доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения», т.е. формально подпадают под ограничение, установленное п. 1 ст. 298 ГК РФ.

Суммируя вышеизложенное, основанием для отчуждения имущества государственного учреждения будет служить:

  • по «бюджетному» имуществу, закрепленному на праве оперативного управления, — распоряжение соответствующего комитета по управлению имуществом либо согласованное с данным комитетом распоряжение уполномоченного государственного органа;
  • по недвижимому имуществу, приобретенному за счет доходов от предпринимательской деятельности, — решение руководителя учреждения, согласованное с соответствующим комитетом по управлению имуществом;
  • по прочему имуществу, приобретенному за счет доходов от предпринимательской деятельности, — решение руководителя учреждения, согласованное с соответствующим уполномоченным государственным (муниципальным) органом.

Следует иметь в виду, что государственное имущество подлежит реализации по рыночной стоимости. Поэтому ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает обязательную оценку реализуемого имущества независимыми оценщиками. Правда, такую оценку может осуществить и орган управления имуществом, давший распоряжение учреждению на его реализацию. В этом случае учреждение реализует имущество по ценам, доведенным до него указанным органом.

Действующие в части государственных унитарных предприятий положения Постановления Правительства РФ от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», дающие право оставлять последним часть доходов от реализации закрепленного за ними «бюджетного» имущества, на бюджетные учреждения не распространяются. Поэтому вся выручка от реализации такого имущества бюджетными учреждениями поступает непосредственно в доход бюджета, как правило, минуя лицевые счета учреждения-балансодержателя. Если по каким-либо причинам выручка все же попадает на лицевой счет учреждения, она подлежит сдаче в доход бюджета им самим.

В части имущества, приобретенного за счет доходов от предпринимательской деятельности, учреждение, по мнению автора, вправе в соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ распоряжаться доходами от его реализации самостоятельно (хотя саму возможность реализации такого имущества целесообразно все же согласовать с соответствующими органами).

Учитывая вышеизложенное, при отражении в бюджетном учете операций по реализации «бюджетного» имущества задолженность организации-покупателя перед бюджетом отражается в учете реализующего его учреждения на счете 1 20502 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от собственности». Поскольку в данном случае учреждение фактически не является собственником реализуемого имущества. Если же учреждение реализует имущество, приобретенное им за счет доходов от предпринимательской деятельности, и, следовательно, продает собственный актив, применяется счет 2 20509 000 «Расчеты с дебиторами по реализации активов».

Читайте так же:  Что нельзя делать при перепланировке квартиры

Следует учесть, что при реализации имущества, приобретенного за счет доходов от предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение является плательщиком в бюджет начисленного на его стоимость НДС.

Если же реализуется закрепленное за учреждением «бюджетное» имущество, то в соответствии со ст. 161 НК РФ агентом по перечислению НДС в бюджет является организация-покупатель.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации государственного имущества

Порядок отражения в бюджетном учете учреждения операций по реализации закрепленного за ним государственного имущества Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, не регламентирован.

Поэтому типовые проводки по отражению в бюджетном учете рассматриваемых операций были доведены до участников бюджетного процесса Письмом Федерального казначейства от 13.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-371.

В указанном документе были рассмотрены сквозные проводки не только в бюджетном учреждении, но и у администраторов соответствующих доходов (органов управления имуществом и других министерств и ведомств), а также органов Федерального казначейства. Поэтому порядок отражения указанных операций в учете бюджетного учреждения был дополнительно уточнен Письмом Федерального казначейства от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404. Этим же Письмом был уточнен порядок отражения в учете бюджетного учреждения операций по реализации имущества, приобретенного последним за счет доходов от предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, порядок отражения в бюджетном учете учреждения операций по разрешенной ему реализации закрепленного за ним на праве оперативного управления государственного имущества следующий:

в части реализации «бюджетного» имущества:

  • списание начисленной амортизации на реализуемый объект основных средств
  • списание остаточной стоимости реализуемого объекта основных средств
  • списание стоимости реализуемых материальных запасов
  • начислена задолженность бюджету за реализуемое (неиспользуемое) имущество (по рыночной стоимости)
  • начислена задолженность покупателя имущества по НДС, подлежащему перечислению учреждением-продавцом в бюджет
  • стоимость реализованного учреждением имущества зачислена на специальный балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» органа Федерального казначейства (минуя счета, на которых учитываются средства для расчетов учреждения)
  • сумма НДС, начисленного на стоимость реализованного имущества, поступившая на внебюджетный лицевой счет учреждения (в случае если организация-покупатель в качестве налогового агента не перечислила данную сумму в бюджет самостоятельно)
  • на сумму НДС, перечисленную учреждением в бюджет (в случае поступления ее на лицевой счет (внебюджетный) учреждения от организации-покупателя)

в части реализации «внебюджетного» имущества:

  • списание начисленной амортизации на реализуемый объект основных средств
  • списание остаточной стоимости реализуемого объекта основных средств
  • списание стоимости реализуемых материальных запасов
  • начислена задолженность организации-покупателя перед учреждением за реализуемое неиспользуемое имущество (по рыночной стоимости)
  • начислена задолженность покупателя имущества по НДС, подлежащему перечислению учреждением-продавцом в бюджет
  • стоимость реализованного учреждением имущества зачислена на его «внебюджетный» лицевой счет

Дальнейшее использование полученных учреждением от реализации такого имущества денежных средств определяется сметой его доходов и расходов по внебюджетной деятельности.

Проблемы налогообложения прибыли учреждения от операций по реализации государственного имущества

Учитывая, что доходы учреждения от реализации «бюджетного» имущества непосредственно зачисляются в бюджет, минуя его лицевые счета, вопрос налогообложения данных доходов для учреждения не возникает.

Доходы же от реализации имущества, приобретенного учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, подлежат обложению налогом на прибыль в общем порядке.

Учитывая это, следует определить правомерность отнесения на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль связанных с данной сделкой расходов в виде остаточной стоимости реализуемого имущества, а также затрат организации по осуществлению реализации.

Отнесение на уменьшение налоговой базы остаточной стоимости реализованного имущества, а также связанных с данной реализацией затрат организации прямо предусмотрено ст. 315 НК РФ. А правомерность включения в расчет налоговой базы расходов по обязательной оценке реализуемого учреждением имущества прямо в нормативных документах не установлена. Поэтому существует риск исключения налоговыми органами таких затрат из налоговой базы.

Вместе с тем данные затраты учреждения должны быть признаны обоснованными, так как являются обязательным условием реализации имущества. Они могут быть документально подтверждены распоряжением собственника реализуемого имущества и актами организации-оценщика. Следовательно, могут быть отнесены на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.

отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений

Ответственность за нарушения установленного порядка осуществления некоторых операций с имуществом в бюджетных учреждениях

Автор: А. Гусев

Комментарий к Федеральному закону от 28.11.2015 № 344-ФЗ.

Комментируемый Федеральный закон от 28.11.2015 № 344-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом» дополняет нормы Кодекса об административных правонарушениях новыми составами административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка осуществления некоторых операций.

Совершение сделок бюджетными учреждениями.

Напомним, что бюджетные учреждения без согласия собственника не могут распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, специально выделенных собственником на эти цели, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, данное учреждение может распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ). К этому имуществу относится особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет собственных средств, и иное движимое имущество вне зависимости от источника его приобретения.

Напомним, что в силу п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях[1]крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Под крупной сделкой понимается одна или несколько взаимосвязанных сделок, сопряженных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Аналогичные нормы установлены для автономных учреждений.

Читайте так же:  Самострой на участке ижс в долевой собственности

Порядок предварительного согласования совершения федеральными учреждениями крупных сделок и распоряжения имуществом определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Решение о списании федерального имущества принимается:

  • если оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, включая физический или моральный износ;
  • если оно выбыло из владения, пользования и распоряжения из-за гибели или уничтожения, в частности помимо воли владельца, а также из-за невозможности установления его местонахождения.

В случае принятия решения о списании особо ценного движимого и недвижимого имущества (а для казенных учреждений – любого имущества) учреждению необходимо получить согласие собственника на списание.

Несмотря на то, что законодательством установлена обязанность государственного учреждения согласовывать сделки по распоряжению имуществом с учредителем, ответственность за несоблюдение этих требований не предусмотрена. Данное обстоятельство зачастую приводит к отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности в результате незаконных действий со стороны руководителей государственных (муниципальных) учреждений.

В целях обеспечения более эффективного управления государственным и муниципальным имуществом Федеральный закон № 344-ФЗ вводит ответственность руководителей бюджетных учреждений и самих учреждений за нарушение установленного порядка распоряжения указанным имуществом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, в силу ст. 7.35 КоАП РФ нарушение государственным (муниципальным) бюджетным учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 10% цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет, а на само учреждение (предприятие) – от 10 до 20% цены совершенной сделки.

Поскольку ответственность за указанное правонарушение устанавливается в том числе путем наложения административного штрафа, Федеральный закон № 344-ФЗ вносит корреспондирующие изменения в ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ.

Реализация норм Федерального закона № 344-ФЗ будет осуществляться уполномоченным на управление государственным (муниципальным) имуществом органом. Напомним, что на федеральном уровне таким органом является Росимущество.

Нарушение установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.

Федеральным законом № 344-ФЗ предлагается дополнить нормы Кодекса об административных правонарушениях новым составом административного правонарушения, связанным с несоблюдением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.

Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений подлежит учету в соответствующем реестре. Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447.

В силу п. 14 этого положения для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном учреждениями по договорам или иным основаниям, поступающем в их оперативное управление, в двухнедельный срок со дня приобретения имущества представляют в Росимущество (его территориальный орган) надлежащим образом заверенные правообладателем:

  • карты сведений об объекте учета согласно формам реестра федерального имущества;
  • копии документов, подтверждающих приобретение объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета и копии иных документов, которыми подтверждаются сведения об объекте учета и реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

Отметим, что под надлежащим образом заверенными копиями документов подразумеваются:

  • нотариально заверенные копии документов;
  • копии документов, заверенные выдавшим их органом.

Кроме того, с учетом сложившейся судебной практики, а также практики, применяемой в налоговых органах и органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, к надлежащим образом заверенным можно отнести копии документов, заверенные правообладателями – с одной стороны – и должностным лицом Росимущества – с другой. При этом правообладатель наряду с заверенными со своей стороны копиями документов, подтверждающих данные, указанные в карте сведений об объекте учета, представляет оригиналы названных документов.

При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, государственное (муниципальное) учреждение в двухнедельный срок со дня произведения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), для внесения в реестр представляет в соответствующий территориальный орган новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице (п. 15 Положения об учете федерального имущества):

  • делает запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, в нужной карте сведений об объекте учета или о таком лице и заверяет ее надлежащим образом. Если изменившаяся информация содержится в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, то правообладатель представляет запись по каждой из них;
  • копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.

В силу п. 42 Положения об учете федерального имущества на правообладателей возложена ответственность согласно законодательству РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем.

Вместе с тем до внесения Федеральным законом № 344-ФЗ изменений отсутствовал механизм воздействия на руководителей бюджетных учреждений в части соблюдения указанных требований. В силу ст. 19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб., на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение – от 70 000 до 100 000 руб.

При этом во избежание неоднозначного толкования в новой ст. 19.7.12 предусмотрено разъяснение термина «ненадлежащее представление сведений (информации)» – несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).

Читайте так же:  Если наниматель не проживает в муниципальной квартире

В заключение отметим, что указанные изменения вступили в силу 09.12.2015.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2017-2018

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2017-2018 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Правила распоряжения имуществом

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 -2018 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2017-2018 годах.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерский учет списания ОС

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:

Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств

010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства»

ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом

02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС

010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340)

040110172 «Доходы от операций с активами»

Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС

040120200 «Расходы экономического субъекта»

030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д.

О нововведениях в бюджетном учете в 2018 году читайте в статье «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2018 год».

Списание ОС должно проводиться исключительно по рассмотрению комиссии, которая собирается и назначается приказом главы учреждения. Документы должны быть оформлены в соответствии с НПА федеральных, муниципальных органов или органов субъектов РФ. В бухучете списание проводится после фактической ликвидации ОС.

Готовим пакет документов для списания имущества в медучреждении

Минздрав России определил перечень документов, необходимых для списания федерального имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями*.

Порядок списания

Имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.

Все имущество госучреждений находится в государственной или муниципальной собственности, а собственником является субъект РФ (муниципальное образование). Регулирует особенности списания федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, Положение , которое утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 (далее – Положение № 834 ).

Читайте так же:  Оплатить аренду земельного участка через интернет

На основании статьи 298 Гражданского кодекса РФ определены особенности распоряжения имуществом бюджетных учреждений, установлены нормы по списанию, в соответствии с которыми бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе списывать особо ценное движимое, а также недвижимое имущество ( п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ ). Бюджетное учреждение без согласования учредителя может самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения.

Согласно пункту 2 Положения № 834, под списанием понимаются действия, связанные с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, или выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления местонахождения имущества.

Решение о списании федерального имущества принимается, если оно:

[3]

  • непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению из-за утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также в случае утраты.

Полномочия комиссии

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается постоянно действующая комиссия. На нее возлагаются следующие полномочия (п. 5 , 6 Положения № 834):

  • осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • принятие решения по вопросу целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности его восстановления, использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов;
  • установление причин списания имущества, в числе которых физический или моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания;
  • подготовка акта о списании в зависимости от вида списываемого федерального имущества.

Решение о списании федерального имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем оформления акта о списании. › |

› | Комиссия готовит акт о списании федерального имущества в зависимости от его вида и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Подписанный членами комиссии акт утверждается руководителем учреждения после согласования с федеральным органом исполнительной власти (недвижимое и особо ценное движимое имущество) либо самостоятельно (иное федеральное движимое имущество).

По результатам рассмотрения представленных бюджетным учреждением документов учредитель принимает решение о согласовании списания или об отказе. На это ему отведено 45 календарных дней.

Согласование решения о списании

Для согласования решения о списании федерального имущества руководитель федерального государственного учреждения направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, следующие документы.

1. Перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию, содержащий:

  • номер по порядку;
  • наименование объекта;
  • инвентарный номер объекта в случае его присвоения;
  • год ввода в эксплуатацию (год выпуска) имущества;
  • балансовую стоимость имущества на момент принятия решения о списании;
  • остаточную стоимость имущества на момент принятия решения о списании;
  • срок полезного использования, установленный для данного объекта, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании.

2. Копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества.

3. Копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества.

4. Акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти. › |

› | Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя (его заместителя) или главного бухгалтера и печатью учреждения.

Минздрав России установил перечень документов, необходимых для списания федерального имущества, закрепленного за подведомственными ему учреждениями ( приказ Минздрава России от 17 декабря 2012 г. № 1059н ). Он дополняет список документов, предусмотренных Порядком 96/30н .

В перечне списываемое имущество разделено на шесть видов, а именно:

  • движимое имущество, первоначальная стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;
  • транспортные средства;
  • имущество, относящееся к недвижимому, в связи со строительством, реконструкцией, сносом;
  • имущество, относящееся к незавершенному строительству;
  • имущество, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования;
  • имущество, пришедшее в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций.

Перечень документов, необходимых для согласования решения о списании имущества, помимо указанных в пунктах 1–2 Порядка № 96/30н, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, приведен в конце статьи. Документы, предусмотренные как Порядком № 96/30н , так и Перечнем № 1059н , представляются в департамент имущественного комплекса Минздрава России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приложение Перечень документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества*

Источники


  1. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.

  2. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  4. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.
  5. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
Списание муниципального имущества в оперативном управлении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here