Региональная собственность на землю

Важная информация на тему: "Региональная собственность на землю" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Разграничение государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю производится на основании положений ЗК РФ, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и иных федеральных законов.

В соответствии со ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РОссийской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю:

1) к федеральной собственности относятся:

а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности;
б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным и государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
в) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли;

2) к собственности субъектов РФ относятся:

а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным и государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
в) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли;

3) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
б) земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным и муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
в) иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли;

4) к собственности субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся следующие земельные участки, расположенные в границах этих субъектов РФ:

а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности городов федерального значения и соответствующих внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти городов федерального значения и внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения;
в) земельные участки, предоставленные казенным и унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
г) иные предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ (земельные участки и земли Москвы и Санкт-Петербурга).

Статья 18 ЗК РФ. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

3. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Комментарии к ст. 18 ЗК РФ

1. Так же, как п. 1 ст. 17, п. 1 комментируемой статьи согласно ст. 3.1 (см. комментарий к ней) Федерального закона о введении в действие ЗК РФ определяет основания, по которым земли в целях разграничения государственной собственности на землю могут быть отнесены к собственности субъекта РФ. К ним относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

При этом той же ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ установлено, что собственностью субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются земельные участки, отнесенные этой статьей к землям, которые должны быть отнесены как к собственности субъекта РФ, так и к муниципальной собственности (п. п. 2, 3 ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ).

Поскольку субъекты Российской Федерации являются субъектами гражданского права, они могут в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям приобретать в собственность земельные участки. Право собственности субъектов Федерации на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения с гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и др.), в результате конфискации (ст. 243 ГК РФ), выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. ст. 284, 285 ГК РФ) и т.п.

Основание приобретения права собственности субъекта РФ на землю предусматривается в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно ст. 8 данного Закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

От имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Участие субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам гл. 5 ГК РФ.

Читайте так же:  Список документов при смене фамилии при замужестве

2. Пункт 2 настоящей статьи Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ признан утратившим силу.

3. Пункт третий комментируемой статьи устанавливает невозможность образования бесхозяйных земельных участков в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. С момента прекращения права собственности автоматически возникает собственность соответствующего города федерального значения. В Законе о государственной регистрации закреплена обязанность собственника земельного участка, желающего отказаться от принадлежащего ему права, обратиться в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации добровольного отказа от земельного участка. С даты государственной регистрации прекращения права в силу добровольного отказа собственность субъектов федерации — г. Москвы и г. Санкт-Петербурга возникает в силу закона и должна быть зарегистрирована в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации.

Возможности передачи в муниципальную собственность земельных участков, от которых отказался собственник, в настоящее время ни в г. Москве, ни в г. Санкт-Петербурге не предусмотрено.

Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

СТ 18 ЗК РФ

1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

[1]

2. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

3. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 18 Земельного кодекса РФ

Равноправными субъектами РФ в соответствии с Конституцией РФ являются республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), автономная область и автономные округа.

Об основаниях возникновения у субъектов РФ права собственности на земельные участки см. комментарий к ст. 17.

Выделение собственности на землю субъектов РФ в процессе разграничения государственной собственности имеет особое значение. Как уже отмечалось, в Советском государстве собственность союзных республик на землю не признавалась. После создания независимого Российского государства в Федеративном договоре 1993 г., наоборот, признавалось, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик, а по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ определяется статус федеральных природных ресурсов. Сложность проведения разграничения государственной собственности на землю и состоит в том, что все земли, находящиеся в собственности РФ, расположены на территориях субъектов РФ.

В настоящее время ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к собственности субъектов РФ отнесены:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

— земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Исключение установлено для двух субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. К собственности этих субъектов отнесены не только указанные выше земельные участки, но и те участки земель, которые в соответствии с рассматриваемым Законом относятся к муниципальной собственности (см. комментарий к ст. 19), если они расположены в границах соответственно Москвы или Санкт-Петербурга. Кроме того, в собственность указанных субъектов РФ переходят находящиеся на территориях этих субъектов земельные участки, от которых отказались собственники.

Кроме того, в собственность указанных субъектов РФ, а также субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя переходят находящиеся на территориях этих субъектов земельные участки, от которых отказались собственники.

Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» п. 1 комментируемой статьи дополнен указанием на земельные участки, которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности.

Названным ФЗ устанавливалось, что безвозмездной передаче в собственность Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат земельные участки, находящиеся: 1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); 2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Последними дополнениями ЗК РФ определены новые основания передачи земельных участков из федеральной собственности.

В соответствии со ст. 39.30 (п. 1) земельные участки, за исключением перечисленных в п. 2 этой статьи, подлежат безвозмездной передаче: в собственность субъектов РФ, если они в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов РФ, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения; в собственность субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов РФ.

В ЗК РФ регламентированы случаи, при которых субъект РФ может безвозмездно передать земельные участки в собственность муниципального образования; в свою очередь, в собственность таких субъектов РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, земельные участки для предоставления их многодетным семьям могут безвозмездно передаваться как другими субъектами РФ, так и муниципальными образованиями (см. комментарий к ст. 19).

Читайте так же:  Как выселить квартирантов из соседней квартиры

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Собственность на землю

Содержание статьи:

Собственность на землю физических и юридических лиц

В статье 15 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как собственность на землю граждан и юридических лиц. Земельные площади, полученные в порядке и на основаниях, прописанных в законодательстве РФ, принято считать личной (частной) собственностью физических лиц или различного рода организаций.

Под основаниями следует понимать:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • покупку или продажу земельной территории;
  • дарение земли;
  • обмен площади;
  • акты уполномоченных государственных или муниципальных органов о предоставлении земли в собственность;
  • судебное решение;
  • приватизацию площади.

Все граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земли в собственность. Исключением являются территории, которые считаются государственной или городской собственностью и не могут состоять в личном распоряжении граждан.

Право частной собственности на землю приграничных территорий допускается лишь у тех граждан, которые имеют российское гражданство.

К группе частных земель можно отнести земли, расположенные в черте населенных пунктов или предназначенные для сельскохозяйственного использования. В каждой из групп существуют отдельные категории наделов, которые передаются в собственность исходя из целей дальнейшей их эксплуатации. Наиболее распространенные земли:

  • территории под индивидуальное строительство. На данных площадях граждане вправе строить площади жилого типа и другие постройки – гаражи, коммерческие строения;
  • дачные участки. На таких территориях возводятся дачи и ведется дачное хозяйство;
  • под садовый участок или огород.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то владеть ими могут только государство, граждане и юридические лица. Категорически запрещается продавать такие земли иностранцам.

Институт частной собственности в России на данный момент регулируется в недостаточной степени, и многие земли оформлены не до конца. Особенно сложно вопрос обстоит с землями дачного типа.

Собственность на землю субъектов РФ

Существует еще одна категория собственности территорий – это собственность субъектов Российской Федерации. К зонам субъектов РФ можно отнести земли, указанные в ст. 18 ЗК РФ. Это такие территории, которыми может распоряжаться только руководство региона.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

К данной категории земель можно отнести:

  1. Наделы, признанные региональными на основании федеральных законодательных актов.
  2. Участки, право на которые появилось у регионов государства в процессе разграничения территорий между соседствующими регионами и самим государством.
  3. Земли, полученные или приобретенные субъектами федерации на основании гражданского законодательства.
  4. Территории, переданные субъектам РФ из государственной собственности.
  5. В городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе в распоряжение субъектов переходят те участки, от которых отказались владельцы, кроме территорий, являющихся городскими землями.

Права на земельные участки закрепляются за каждым регионом в законодательном порядке.

Государственная собственность на землю

Список участков, являющихся государственной собственностью обозначен в ст. 16 Земельного кодекса РФ. Территории, не состоящие в личном пользовании конкретных граждан и компаний, а также не состоящие во владении муниципалитета причислены к госсобственности.

Под землями государственного типа следует понимать:

По закону такой вид собственности подразделяется на две группы:

  • федеральная собственность;
  • региональная собственность.

Под разграничением понимается распределение прав и обязанностей между государством, региональными и местными органами власти на определенные земельные участки с учетом их расположения и дальнейшей эксплуатации. Разграничение государственной собственности на выделенные зоны происходит по определенным правилам. Порядок определения полномочий и границ прописан в Земельном кодексе РФ, а также в ст. 72 Конституции РФ.

Федеральная собственность на земельные участки

В федеральной собственности находятся земельные участки, отвечающие требованиям ст. 17 ЗК РФ и принадлежащие исключительно государству, которое может распоряжаться ими согласно законодательству.

  1. Признанные таковыми в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
  2. Образовавшиеся в рамках процесса раздела общей площади государства и пересмотра границ.
  3. Приобретенные РФ на гражданско-правовых началах.

Муниципальная собственность на земельные участки

Земельные участки, которые состоят в собственности соответствующих населенных пунктов, называются муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность на землю включает в себя следующие участки:

  • земли, отнесенные к городским в порядке, определенном федеральным законодательством;
  • земли, права на которые появились у муниципалитета в процессе разграничения государственной собственности;
  • участки, поступившие в муниципальную собственность в порядке и на основаниях, прописанных в законодательстве РФ;
  • земли, относительно которых выполнена безвозмездная передача в пользу муниципалитета из федеральных владений.

Также законом установлен порядок передачи земельных участков из частного владения физических или юридических лиц в распоряжение городских властей. В таком случае, оформление земли в собственность возможно, если владелец земельного надела отказался от своих прав на этот участок. Земля поступает в городское распоряжение с того момента, когда официально зарегистрирован отказ владельца от своих прав на участок.

В собственность муниципалитета могут передаваться земельные площади, расположенные за пределами населенных пунктов, с целью поддержки и дальнейшего развития региона. Передача осуществляется в безвозмездном порядке и в дальнейшем данные земли могут быть введены в эксплуатацию как дополнительные земельные территории.

Земли, являющиеся федеральной или региональной собственностью, также могут быть переданы муниципалитету бесплатно, с условием дальнейшей их передачи гражданам на безвозмездной основе.

Также в пользование городских властей могут быть переданы площади, которые состоят в собственности другого муниципального образования с целью предоставления социальной помощи гражданам определенных групп, а также некоммерческим организациям, гражданским сообществам на бесплатной основе.

Территория, являющаяся государственной или региональной собственностью может безвозмездно передаваться городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу, Севастополю, с дальнейшим распределением между горожанами или некоммерческими организациями.

Формы, субъекты собственности на землю в РФ. Разграничение государственной собственности на землю

Читайте так же:  Хищение государственного имущества статья ук рф
Видео (кликните для воспроизведения).

Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, которые были приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Государственная собственность на землю существует в двух формах: государственная собственность РФ в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов РФ — республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июня 2001 г.

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, а именно:

— признанные таковыми федеральными законами;

— приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

— право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие категории:

— признанные таковыми федеральными законами;

[3]

— приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

— отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель;

— занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов РФ.

В муниципальной собственности находятся следующие категории земельных участков:

— признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— приобретенные муниципальными образованиями РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, которые находятся в государственной собственности, в том числе и за пределами границ муниципальных образований.

Субъектами права земельной собственности являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, иностранные юридические лица, Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные единицы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.

По нормам гражданского законодательства субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Субъекты права муниципальной собственности на земельные участки помимо ЗК РФ определены также и в Федеральном законе РФ от 22 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Объекты права земельной собственности определяются в зависимости от формы земельной собственности.

Согласно ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в исключительной федеральной земельной собственности, входят: земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и др.

Согласно ст. 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности субъектов РФ, входят: земли особо охраняемых природных территорий регионального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящиеся в собственности субъектов РФ; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения и др.

Согласно ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности муниципальных образований РФ, входят следующие: земли особо охраняемых природных территорий местного значения; земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земли сельскохозяйственного назначения; земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения; земельные участки, находящиеся в границах муниципальных образований и др.

В муниципальную собственность могут приобретаться земли у собственников земельных участков посредством их выкупа или на основании дарения, отказа от земельных участков и на иных законных основаниях.

Согласно ЗК РФ запрещается передавать в частную собственность следующие земельные участки: земли, на которых расположены объекты историко-культурного назначения; земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов, а также зарезервированных для этого территорий; земли лечебнооздоровительных местностей, курортов в пределах границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны; лесного фонда, за исключением специально указанных в законе земельных участков и др.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица несколько ограничены в своих земельных правах. Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ данные субъекты не могут обладать на праве собственности такими земельными участками, которые находятся на приграничных территориях и на иных установленных особо охраняемых территориях.

Читайте так же:  Как посчитать плату за отопление в квартире

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

16. Государственная и муниципальная собственность на землю. Процесс разграничения государственной собственности.

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Статьи 16—18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).

Исходя из вышеуказанного, можно считать, что государственная собственность четко разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями и на нее распространяется особый правовой режим, определенный ЗК РФ и иным федеральным законодательством, кодексами.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.

Муниципальная собственность на землю.

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления. Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г. в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Статья 16. Государственная собственность на землю

СТ 16 ЗК РФ

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарий к Статье 16 Земельного кодекса РФ

Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. ст. 9 — 10 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, РФ и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

В Советском Союзе в условиях существования исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР и собственность союзных республик.

С образованием независимого государства Российской Федерации входящие в его состав республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург признаны субъектами РФ, обладающими правом государственной собственности на землю. Возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между РФ и ее субъектами.

Впервые федеральные земли были выделены Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 «О федеральных природных ресурсах», однако процедура проведения разграничения государственной собственности на землю была установлена только Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В соответствии с ним основанием государственной регистрации права собственности являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Читайте так же:  Договор благотворительного пожертвования денежных средств

Указанные перечни готовились в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и согласовывались с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Был утвержден целый ряд таких перечней, однако практика показала, что предусмотренная процедура их подготовки и согласования настолько сложна, что процесс разграничения государственной собственности на землю грозит затянуться на долгие годы.

В связи с этим Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» был отменен, а ФЗ о введении в действие ЗК РФ дополнен нормами, регламентирующими основания такого разграничения.

Установлено, что изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки, но в дальнейшем регистрация указанного права будет осуществляться непосредственно при наличии указанных в законе оснований.

Соответственно, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнен новой ст. 30.1, в соответствии с которой государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В таком заявлении должно быть указано основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности данных субъектов.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Однако распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 этого ФЗ, т.е. такими, которые отнесены к федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них (если федеральным законом не предусмотрено иное).

Данным пунктом установлен и порядок распоряжения такими земельными участками. По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Однако в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений только в том случае, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что оно осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

При этом в городах Москве и Санкт-Петербурге распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти самих этих субъектов РФ, однако их законами может быть установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

В соответствии с Законом г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве» (ст. 4), органы исполнительной власти г. Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

Этим Законом установлено также, что в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду. При этом земельные участки, не подлежащие отчуждению из государственной собственности, в аренду для строительства гражданам и юридическим лицам не предоставляются.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исключения из изложенных выше правил разграничения государственной собственности на землю могут быть предусмотрены законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (если иное не предусмотрено ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

[2]

В 2014 г. ЗК РФ был существенно дополнен несколькими главами, посвященными регламентации отношений, связанных с государственной и муниципальной собственностью на землю: уточнен, упорядочен и детализирован порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установления сервитута на таких участках, восполнены существовавшие до последнего времени пробелы в законодательстве, связанные с определением порядка обмена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на земельные участки, находящиеся в частной собственности, перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ; введен порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (см. комментарий к главам V.1 — V.6).

Источники


  1. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  2. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.

  3. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
  4. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  5. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
Региональная собственность на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here