Реализация арестованного имущества ндс

Важная информация на тему: "Реализация арестованного имущества ндс" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Реализация арестованного имущества НДС

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 января 2012 г. N 03-07-07/01 О применении НДС в отношении арестованного имущества должников — юридических лиц, операции по реализации которого освобождаются от налогообложения НДС

В связи с вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении арестованного имущества должников — юридических лиц, операции по реализации которого освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

На основании пункта 4 статьи 161 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации арестованного имущества юридических лиц налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами, которыми признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, в случае, если реализация арестованного имущества на территории Российской Федерации освобождается от налогообложения данным налогом согласно статье 149 Кодекса (в том числе имущества, поименованного в подпункте 25 пункта 2, подпунктах 22 и 23 пункта 3), налоговые агенты — лица, уполномоченные осуществлять реализацию такого имущества должников — юридических лиц, налог на добавленную стоимость не уплачивают.

В то же время необходимо отметить, что согласно пункту 6 статьи 149 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг), указанных в данной статье, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому если деятельность по реализации товаров, осуществляемая юридическими лицами, подлежит лицензированию, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется налоговыми агентами при наличии соответствующей лицензии у указанных юридических лиц.

Одновременно сообщаем, что направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам и налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 января 2012 г. N 03-07-07/01

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

При реализации арестованного имущества юрлиц НДС уплачивается налоговыми агентами. В их качестве выступают органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные на реализацию указанного имущества.

Вместе с тем, реализация некоторого имущества освобождена от НДС (например, лома и отходов черных и цветных металлов; жилых домов, помещений и долей в них). При продаже такого арестованного имущества НДС налоговыми агентами не уплачивается.

Если деятельность по реализации юрлицами товаров подлежит лицензированию, освобождение от налогообложения применяется налоговыми агентами при наличии у этих юрлиц соответствующей лицензии.

Реализация арестованного имущества НДС

Главная страница Форум Гарант

в связи с отсутствием конкретной бумажной базы (нету докУментов никаких, фсё — со слов) вопрос адресован тем, кто просто реально был в такой шкуре

само собой, речь идет не столько об уплате налога, сколько вообще об исполнении всех налогобязанностей, потому как платить его, может, и не придется.

реализовывали имучество, понятно, не приставы, а некая упал намоченная контора. вырученые денги сразу были загнаты в долги (кому на щёт и как поступали, не знаю, да это, наверно, и неважно), знаю тока, что в дкп на стороне была указана эта самая контора со ссылкой на некий «уставного» рода властный документ, которым были установлены полномочия на выступление в таком качестве (профессионального реализатора)

кто должен щёт-фахтуру ставить и декларацыть фсё?

в 4.161 НК тока про конфискат говорица

сам больше всего не люблю рыться неизвестно о чём, потому о помощи слёзно не молю, попробую всёштаки выбить бумажки.

просто можь правда кто на вскидку сразу скажет чо-нить

Вот более подробное разъяснение.

Вопрос: В связи с неуплатой налогов на имущество организации наложен арест. Кто должен выставлять счета-фактуры, а также исполнять обязанности по уплате НДС в бюджет при продаже специализированной организацией арестованного имущества?

О.С.Думинская
Советник налоговой службы РФ
III ранга
27.07.2005

Принудительная реализация арестованного имущества

Принудительная реализация имущества является заключительным этапом процесса обращения взыскания на имущество должника.

Реализация арестованного имущества должников является, на наш взгляд, наиболее сложным этапом процедуры обращения взыскания во всем процессе исполнительного производства.

Одним из способов принудительной реализации арестованного имущества является продажа его на торгах.

Торги как самостоятельный правовой институт известен уже давно. Потребность в проведении обязательных торгов стала очевидна еще в Древнем Риме (к примеру, при аренде городских земель). Современное законодательство также определяет условия, при которых проведение торгов является обязательным. Речь, а частности, идет об исполнительном законодательстве, которое определяет торги в качестве одной из форм реализации имущества должника.

В связи с принятием ФЗ «Об исполнительном производстве» 2007 г. существенным изменениям был подвергнут и институт принудительной реализации имущества должника на торгах. В целом его регламентация в нормах Закона об исполнительном производстве 2007 г. стала более детальной. Если Закон об исполнительном производстве 1997 г. содержал лишь две статьи (ст. 62, 63), прямо посвященных вопросам проведения торгов в рамках исполнительного производства, то в Законе об исполнительном производстве 2007 г выделена самостоятельная глава 9 «Реализация имущества должника на торгах», включающая в себя пять статей (ст. 89-93).

Читайте так же:  Как узнать сколько владельцев у квартиры

Обновленное законодательство значительно расширило перечень случаев, в которых имущество должника подлежит реализации на торгах (п. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве 2007 г). Полагаем, можно говорить о наметившейся тенденции к перераспределению форм реализации имущества — от комиссионных начал произошел сдвиг к проведению публичных торгов, что, безусловно, заслуживает одобрения, поскольку позволит снизить вероятность реализации имущества по явно заниженным ценам.

В статье 87 Закона об исполнительном производстве 2007 г. предусмотрено, что путем проведения открытых торгов в форме аукциона подлежат принудительной реализации:

ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя — также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов). В этом случае для их реализации судебный пристав-исполнитель предъявляет требования к управляющей компании об их погашении (п. 5 ст. 87);

заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем;

предметы, имеющие историческую и художественную ценность;

вещи, стоимость которых превышает 500 тыс. руб. включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).

К достоинствам Закона об исполнительном производстве 2007 г. можно отнести установление в его ст. 87 положения, согласно которому при реализации имущества на торгах специализированная организация обязана размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (т.е. сети Интернет), а также в печатных средствах массовой информации.

Таким образом, обновленное законодательство об исполнительном производстве является определенным шагом вперед в этой сфере. Необходимо принять еще ряд подзаконных нормативных правовых актов.

Удерживается ли НДС при реализации арестованного имущества?

О налогообложении НДС реализации арестованного имущества.

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации арестованного имущества Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.

Перечни операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и освобождаемых от налогообложения этим налогом, установлены п. 2 ст. 146 и ст. 149 Кодекса. Поскольку операции по реализации арестованного имущества в указанных перечнях не указаны, данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Согласно п. 4 ст. 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами), налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). При этом в данном случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Что касается реализации имущества, арестованного не по решению суда, а по решению других органов, то вышеуказанной нормой п. 4 ст. 161 Кодекса не предусмотрено признание налоговыми агентами органов или иных лиц, уполномоченных осуществлять реализацию имущества, арестованного на основании актов органов, не относящихся к судебным. В связи с этим при реализации такого имущества налог на добавленную стоимость должен уплачивать собственник имущества — налогоплательщик налога на добавленную стоимость в сроки, установленные нормами гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

НДС: о налогообложении реализации арестованного имущества

Минфин рассмотрел вопрос о применении НДС при реализации арестованного имущества.

В своем ответе Минфин сообщил, что при реализации конфискованного имущества, а также имущества, реализуемого по решению суда (за исключением имущества должников, признанных банкротами), налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами исходя из цены реализуемого имущества с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В данном случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию такого имущества. Что касается реализации имущества, арестованного не по решению суда, а по решению других органов, то при реализации этого имущества НДС должен уплачивать собственник имущества — налогоплательщик НДС.

ВС РФ: НДС при реализации имущества должника может быть исчислен расчетным методом

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказала в иске о взыскании денежных средств в размере суммы НДС, поскольку если сумма налога не была выделена в договоре купли-продажи, то по умолчанию она включена в цену договора (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 6 апреля 2017 г. № 309-ЭС16-17994).

В рассмотренном деле ВС РФ отменил постановление кассационной инстанции, оставив в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций об отказе региональному Управлению ФССП взыскать свыше 1 млн руб. НДС с территориального органа Росимущества на том основании, что на стоимость реализованного имущества должника не был начислен НДС.

Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель на основании исполнительного листа возбудил исполнительное производство в отношении должника. По заказу Управления ФССП была осуществлена оценка рыночной стоимости нежилой недвижимости должника (комплекс недвижимого имущества, состоящий из пяти нежилых зданий, четырех сооружений и земельного участка) и составлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости. Так, наиболее вероятная величина рыночной стоимости комплекса объектов составила 28,5 млн руб. вместе с НДС.

В связи с тем, что имущество не было реализовано на первоначальных торгах ввиду отсутствия заявок, судебный пристав-исполнитель по правилам ч. 10 ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) снизил стоимость арестованного имущества на 15%, до 24,1 млн руб.

Читайте так же:  Проверить арестована ли квартира

На повторных торгах имущество было продано по цене 25,4 млн руб. При этом в договоре купли-продажи не было указано, что цена имущества не включает НДС. Имущество передано покупателю, который перечислил его стоимость Управлению Росимущества. Вырученные средства за вычетом НДС Управление Росимущества перечислило на депозитный счет региональному отделу ФССП, а сумму НДС перечислило в федеральный бюджет, поскольку должник является плательщиком НДС, а Управление Росимущества как организатор торгов – налоговым агентом.

После чего Управление ФССП обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Управления Росимущества денежных средств в размере суммы НДС (около 1 млн руб). В обоснование было сказано, что при реализации товаров налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 Налогового кодекса). Так как должник является плательщиком НДС и в постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче данного имущества на реализацию его стоимость определена без учета НДС, то при продаже имущества Управление Росимущества по правилам п. 4 ст. 173 НК РФ должно было увеличить стоимость продаваемого на торгах имущества на сумму НДС и перечислить на счет службы судебных приставов все вырученные от продажи денежные средства.

Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не согласились с такими доводами. Они посчитали, что стоимость реализованного имущества была определена в договоре купли-продажи без НДС, и Управление Росимущества, как организатор торгов и налоговый агент, исполнило обязанность по удержанию НДС из продажной цены реализуемого имущества. При этом самостоятельное завышение Управлением Росимущества начальной продажной цены имущества могло бы значительно ограничить круг потенциальных покупателей, поскольку имущество было бы предложено по цене, превышающей рыночную стоимость.

Окружной суд, посчитав, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права (ст. 105.3, ст. 146, ст. 161, ст. 164, ст. 168 НК РФ), постановил взыскать с Управления Росимущества в пользу судебного пристава-исполнителя 1 млн руб. По мнению судей, Управление Росимущества было обязано дополнительно к цене реализуемых товаров предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

В итоге ВС РФ указал на то, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ (ч. 1 ст. 85 Закона № 229-ФЗ). При этом начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества (ч. 2 ст. 89 Закона № 229-ФЗ). В то же время отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). В данном законе не предусмотрены ни право, ни обязанность независимого оценщика определять НДС при определении рыночной стоимости объекта оценки.

Таким образом, у суда округа не было предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены законных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, поэтому обжалуемое постановление, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, следует отменить, а решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда – оставить в силе.

19 Апреля 2017 ВС РФ: НДС при реализации имущества должника может быть исчислен расчетным методом

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказала в иске о взыскании денежных средств в размере суммы НДС, поскольку если сумма налога не была выделена в договоре купли-продажи, то по умолчанию она включена в цену договора (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 6 апреля 2017 г. № 309-ЭС16-17994).

В рассмотренном деле ВС РФ отменил постановление кассационной инстанции, оставив в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций об отказе региональному Управлению ФССП взыскать свыше 1 млн руб. НДС с территориального органа Росимущества на том основании, что на стоимость реализованного имущества должника не был начислен НДС.

Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель на основании исполнительного листа возбудил исполнительное производство в отношении должника. По заказу Управления ФССП была осуществлена оценка рыночной стоимости нежилой недвижимости должника (комплекс недвижимого имущества, состоящий из пяти нежилых зданий, четырех сооружений и земельного участка) и составлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости. Так, наиболее вероятная величина рыночной стоимости комплекса объектов составила 28,5 млн руб. вместе с НДС.

В связи с тем, что имущество не было реализовано на первоначальных торгах ввиду отсутствия заявок, судебный пристав-исполнитель по правилам ч. 10 ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) снизил стоимость арестованного имущества на 15%, до 24,1 млн руб.

На повторных торгах имущество было продано по цене 25,4 млн руб. При этом в договоре купли-продажи не было указано, что цена имущества не включает НДС. Имущество передано покупателю, который перечислил его стоимость Управлению Росимущества. Вырученные средства за вычетом НДС Управление Росимущества перечислило на депозитный счет региональному отделу ФССП, а сумму НДС перечислило в федеральный бюджет, поскольку должник является плательщиком НДС, а Управление Росимущества как организатор торгов – налоговым агентом.

После чего Управление ФССП обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Управления Росимущества денежных средств в размере суммы НДС (около 1 млн руб). В обоснование было сказано, что при реализации товаров налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 Налогового кодекса). Так как должник является плательщиком НДС и в постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче данного имущества на реализацию его стоимость определена без учета НДС, то при продаже имущества Управление Росимущества по правилам п. 4 ст. 173 НК РФ должно было увеличить стоимость продаваемого на торгах имущества на сумму НДС и перечислить на счет службы судебных приставов все вырученные от продажи денежные средства.

Читайте так же:  Отзыв на исковое заявление в арбитражном процессе

Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не согласились с такими доводами. Они посчитали, что стоимость реализованного имущества была определена в договоре купли-продажи без НДС, и Управление Росимущества, как организатор торгов и налоговый агент, исполнило обязанность по удержанию НДС из продажной цены реализуемого имущества. При этом самостоятельное завышение Управлением Росимущества начальной продажной цены имущества могло бы значительно ограничить круг потенциальных покупателей, поскольку имущество было бы предложено по цене, превышающей рыночную стоимость.

Окружной суд, посчитав, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права (ст. 105.3, ст. 146, ст. 161, ст. 164, ст. 168 НК РФ), постановил взыскать с Управления Росимущества в пользу судебного пристава-исполнителя 1 млн руб. По мнению судей, Управление Росимущества было обязано дополнительно к цене реализуемых товаров предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму налога.

В итоге ВС РФ указал на то, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ (ч. 1 ст. 85 Закона № 229-ФЗ). При этом начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества (ч. 2 ст. 89 Закона № 229-ФЗ). В то же время отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). В данном законе не предусмотрены ни право, ни обязанность независимого оценщика определять НДС при определении рыночной стоимости объекта оценки.

Таким образом, у суда округа не было предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены законных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, поэтому обжалуемое постановление, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, следует отменить, а решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда – оставить в силе.

О порядке налогообложения НДС при покупке организацией арестованного имущества

Организация приобрела арестованное имущество, реализованное по решению налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-должника. Каков порядок налогообложения НДС в данном случае?

Поскольку реализация арестованного имущества происходит по решению налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-должника, то есть операция не подпадает под действие п. 4 ст. 161 Налогового кодекса РФ, уплатить НДС должна непосредственно организация — собственник данного имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Пунктом 7 ст. 46 НК РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Из п. 1 ст. 47 НК РФ следует, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.

При этом операции по реализации арестованного имущества не указаны в перечне операций, не являющихся объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость и освобождаемых от налогообложения НДС, установленных п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ. Следовательно, указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами), налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) ( п. 4 ст. 161 НК РФ). Налоговыми агентами в данном случае будут признаваться органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

В случае реализации имущества, арестованного не по решению суда, а по решению других органов, органы или иные лица, уполномоченные осуществлять реализацию имущества, арестованного на основании актов органов, не относящихся к судебным, не будут признаваться налоговыми агентами, так как это не предусмотрено п. 4 ст. 161 НК РФ. Поэтому при реализации такого имущества налог на добавленную стоимость должен уплачивать собственник имущества — налогоплательщик налога на добавленную стоимость в установленные законом сроки. Такое мнение, в частности, было высказано Минфином России в Письме от 03.12.2013 N 03-07-11/52561, а также Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 33).

В п. 7 Постановления N 33 разъяснено, что при применении п. 4 ст. 161 НК РФ судам необходимо учитывать, что в приведенный перечень не включены операции по принудительной реализации имущества на основании исполнительных документов, выданных не судами, а иными органами (например, на основании постановлений налоговых органов, вынесенных согласно ст. 47 НК РФ), в связи с чем налог по таким операциям уплачивается по общим правилам, то есть самим налогоплательщиком.

Читайте так же:  Ипотека на земельные участки для ижс

Поскольку в данном случае реализация имущества происходит по решению налогового органа, то есть операция не подпадает под действие п. 4 ст. 161 НК РФ, уплатить НДС должен непосредственно собственник имущества — налогоплательщик НДС.

Столичное УФНС разъяснило, кто уплачивает НДС при реализации арестованного имущества

При реализации арестованного имущества НДС должен исчислять и уплачивать в бюджет его владелец. Об этом напомнило столичное УФНС в недавно обнародованном письме от 05.09.08 № 09-14/084326.

Как известно, имущество компании, арестованное за неуплату компанией налогов, реализует через специальную организацию федеральная служба судебных приставов (п. 2 ст. 54 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Кто должен выставлять счета-фактуры, а также исполнять обязанности по уплате НДС в бюджет при продаже специализированной организацией арестованного имущества?

Отвечая на этот вопрос, столичные налоговики разъяснили: арест имущества хотя и ограничивает в какой-то степени право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности на него. Ведь деньги от продажи имущества, оставшиеся после удовлетворения всех требований взыскателя, возвращаются должнику. Таким образом, принудительную реализацию арестованного имущества следует рассматривать как обычную реализацию товаров, которая облагается НДС в общеустановленном порядке. Соответственно, и плательщиком НДС при реализации остается собственник имущества, то есть должник.

Выставляем счет-фактуру

В описанной ситуации счета-фактуры выставляются и регистрируются как при договоре комиссии (такой порядок описан Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС*).

Это означает, что при продаже имущества должника (собственник) специализированная организация (комиссионер) выставляет счет-фактуру покупателю в двух экземплярах не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки имущества. После этого комиссионер обязан сообщить собственнику имущества сведения, отраженные в данном счете-фактуре. В свою очередь собственник должен выдать комиссионеру свой счет-фактуру, отразив в нем аналогичные показатели. Затем должник включает сумму предъявленного покупателю НДС в налоговую базу и платит налог в сроки, установленные Налоговым кодексом (НДС, начисленный за квартал, платится равными долями до 20 числа каждого их трех месяцев, следующих за окончанием квартала). При этом моментом определения налоговой базы будет наиболее ранняя из следующих дат: дата отгрузки товара или дата получения специализированной организацией оплаты (частичной оплаты) реализуемого имущества.

*утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 (далее — Правила).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НДС РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами), налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). При этом в данном случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Об этом Письмо Минфина России от 03.12.2013 N 03-07-11/52561.

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.

Перечни операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и освобождаемых от налогообложения этим налогом, установлены п. 2 ст. 146 и ст. 149 Кодекса. Поскольку операции по реализации арестованного имущества в указанных перечнях не указаны, данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Согласно п. 4 ст. 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами), налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). При этом в данном случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Что касается реализации имущества, арестованного не по решению суда, а по решению других органов, то вышеуказанной нормой п. 4 ст. 161 Кодекса не предусмотрено признание налоговыми агентами органов или иных лиц, уполномоченных осуществлять реализацию имущества, арестованного на основании актов органов, не относящихся к судебным. В связи с этим при реализации такого имущества налог на добавленную стоимость должен уплачивать собственник имущества — налогоплательщик налога на добавленную стоимость в сроки, установленные нормами гл. 21 »Налог на добавленную стоимость» Кодекса.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

[1]

Уплата НДС при реализации конфискованного имущества

Функции специализированной организации по реализации конфискованного имущества, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, возложены на Российский фонд федерального имущества. Указанный фонд может привлекать для реализации имущества отобранных им на конкурсной основе юридических лиц на основе договоров поручения (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2002 №260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»).

[3]

Если налогоплательщик уполномочена реализовать перечисленное имущество, то она является налоговым агентом по этим сделкам.

Налоговую базу для данного налогоплательщика следует определять исходя из рыночной цены реализуемого имущества (ценностей) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) (п. 4 ст. 161 НК РФ).

Напомним, что по общему правилу цена, которая установлена сторонами сделки, признается рыночной, пока налоговые органы не докажут обратное (п. 1 ст. 40 НК РФ).

Таким образом, налоговая база будет равна договорной стоимости данного имущества с учетом акцизов и без учета НДС, предъявленного покупателю.

При реализации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налогоплательщик должен перечислить сумму удержанного НДС в бюджет в те же сроки, которые установлены для уплаты НДС налогоплательщиками, т.е. равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором состоялась реализация и сумма НДС фактически была удержана (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Читайте так же:  Постоянная регистрация чем опасна для собственника

Сумму налога, которую налогоплательщик начисляет, удерживает и уплачивает, принять к вычету он не имеет права (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Декларацию он представляет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом ему следует представить заполненный титульный лист и разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом Минфина России от 07.11.2006 №136н. Раздел 2 декларации заполняется на одной странице.

В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога (п. 5 ст. 161 НК РФ), предъявленного покупателю.

При удержании налога с выручки от реализации, которую налогоплательщик должен перечислить иностранцу, нужно применить ставку НДС в размере 0% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При реализации товаров иностранцев по посредническим договорам, которые предусматривают участие посредника в расчетах, вы должны перечислить сумму удержанного НДС в бюджет в те же сроки, что установлены для уплаты НДС налогоплательщиками, т.е. равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором состоялась реализация и сумма НДС фактически была удержана (п. 1 ст. 174 НК РФ). Как уже отмечалось в работе, указанный порядок уплаты налога действует начиная с III квартала 2008 г. (ст. 2 Закона №172-ФЗ). До этого момента налог уплачивался единым платежом не позднее 20-го числа месяца, следующего за соответствующим налоговым периодом.

Сумму налога, которую удерживает и уплачивает налогоплательщик, принять к вычету он не имеет права (п. 3 ст. 171 НК РФ). Декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). В данном случае следует представить заполненный титульный лист и разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» декларации, который заполняется здесь отдельно по каждому продавцу (иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика НДС).

Рассмотрим особенности предъявления НДС к уплате покупателю конфискованного товара. Исходя из того, что НДС является косвенным налогом — он включается в цену продаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав и, соответственно, эту цену увеличивает. Таким образом, бремя его уплаты фактически ложится не на поставщиков (исполнителей), а на покупателей (заказчиков). При этом предъявление суммы НДС покупателю (заказчику) дополнительно к цене реализации является одной из основных обязанностей его — как налогоплательщика НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).

[2]

Для того чтобы правильно и своевременно исполнить эту обязанность, целесообразно выполнить ряд необходимых действий.

1. Во-первых, следует выяснить, облагаются ли товары (работы, услуги), имущественные права, которые реализует налогоплательщик, налогом на добавленную стоимость.

Для этого нужно определить, признается данная сделка объектом налогообложения по НДС или нет, а затем уточнить, имеет ли налогоплательщик право на льготу при ее совершении.

2. Если товары (работы, услуги), имущественные права, которые реализует налогоплательщик, не облагаются НДС, то покупателю (заказчику) НДС в составе цены он не предъявляется. Необходимо выставить покупателю расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры без выделения сумм налога. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Если товары (работы, услуги), имущественные права, облагаются НДС, то необходимо выяснить, по какой ставке.

3. Далее следует исчислить сумму налога.

Приведем пример, когда фирма выступает налоговым агентом, — если по поручению государства она реализует конфискованное, бесхозное или скупленное имущество.

Агенты, продающие конфискат, должны рассчитывать НДС по обычной ставке (10 или 18%). Расчет НДС будет выглядеть так:

Согласно ст. 167 Налогового кодекса, агенты, реализующие конфискованное, бесхозное или скупленное имущество, определяют налоговую базу исходя из наиболее ранней даты:

  • — поступления предоплаты от покупателя;
  • — отгрузки товаров.

Как и прежде, уплатив НДС в бюджет, права на его вычет у агента, продающего конфискат, не будет (п. 3 ст. 171 НК РФ).

4. Сумму налога налогоплательщик должен выделить отдельной строкой в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах (п. 4 ст. 168 НК РФ).

В случае если покупатель отказывается оплачивать налог на том основании, что в договоре цена товаров (работ, услуг) указана без НДС либо счета-фактуры на оплату НДС поставщиком не выставлены, то в такой ситуации сумму налога продавец может взыскать с покупателя в судебном порядке. Ведь исходя из положений п.п. 1, 2 ст. 168 НК РФ покупатель, приобретая товары (работы, услуги), обязан оплатить их с учетом исчисленного налога. Причем отсутствие в договоре условия об НДС на эту его обязанность не влияет.

Особое место при налогообложении конфискованного имущества занимает счет-фактура — это документ, на основании которого покупатель (заказчик) сможет принять к вычету НДС, который он уплатил своему поставщику (исполнителю) (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, счет-фактура является документом налогового учета и применяется исключительно для целей правильного исчисления и уплаты НДС. Применение счета-фактуры в иных целях, например в качестве первичного документа, который подтверждал бы те или иные хозяйственные операции, необоснованно.

Источники


  1. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

  2. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.

  3. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.
  4. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
  5. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
Реализация арестованного имущества ндс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here