Приостановка реорганизации ооо

Важная информация на тему: "Приостановка реорганизации ооо" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Приостановка реорганизации ООО

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Можно ли приостановить (прекратить) процедуру реорганизации АО в форме выделения? Если можно, то на какой стадии и при совершении каких действий?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Основания приостановления реорганизации как формы альтернативной ликвидации, со стороны государственных органов и кредиторов

Сегодня юридическое лицо можно ликвидировать так называемыми альтернативными методами ликвидации, например, такими как:

  • Слияние. Данный метод основан на соединении (слиянии) нескольких юридических лиц и прекращении своего существования, а на их основе создается новое юридическое лицо – правопреемник их прав и обязанностей.
  • Присоединение. Этот метод отличается от слияния тем, что одно присоединяемое юридическое лицо прекращает свое существование, после чего его права и обязанности переходят к другому лицу – присоединяющему.

С 01 сентября 2014 года Федеральным законом РФ от 05.05.2014г. № 99-ФЗ в статью 60.1 и 60.2 Гражданского кодекса РФ, которые содержат положения об отмене уже проведенной или начатой процедуры реорганизации юридического лица, были внесены изменения. Так, статья 60.1 Гражданского кодекса РФ наделяет заинтересованных лиц правом признавать недействительным решение о реорганизации юридического лица. В пункте 2 указанной статьи говорится, что в случае признания такого решения недействительным, сама реорганизация сохраняется в силе, то есть юридические лица, созданные в результате такой реорганизации, не ликвидируются, а сделки, совершенные такими юридическими лицами, продолжают действовать. Срок для оспаривания решения составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации юридического лица (если иной срок не установлен законом).

В статье 60.2 Гражданского кодекса РФ говорится исключительно о признании несостоявшейся реорганизации корпорации. В то время как возможность оспаривания решений о реорганизации предоставлена всем видам юридических лиц, в том числе, унитарным. На первый взгляд, такой подход с законодательной точки зрения не обоснован, поскольку каких-либо видимых причин отказывать в признании реорганизации несостоявшейся в отношении унитарных юридических лиц нет. Однако исходя из данной нормы нужно понимать, что несостоявшейся может быть признана только реорганизация корпорации.

В свою очередь, требовать отмены реорганизации или признания ее несостоявшейся можно только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, образовавшихся в результате такой реорганизации. Пока эти сведения не будут внесены в ЕГРЮЛ, реорганизация считается незавершенной, следовательно, и признать ее несостоявшейся невозможно. Отметим, что Гражданский кодекс РФ не содержит четкого перечня оснований для отмены процедуры реорганизации как альтернативного метода ликвидации юридического лица. На практике такими основаниями являются:

  • нарушение порядка принятия решения о реорганизации юридического лица (например, решение принято не полным составом учредителей);
  • предоставление на государственную регистрацию реорганизации юридического лица подложных документов.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на приостановление процедуры реорганизации Общества по инициативе налоговой инспекции. Такой возможностью налоговики наделены статьей 4 Федерального закона 30 марта 2015 года № 67-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2016 года. Согласно положениям данного нормативного акта, приостановка процедуры реорганизации юридического лица может быть произведена на один месяц. Цель такой приостановки – проверка достоверности сведений, поданных в налоговый орган в связи с реорганизацией юридического лица.

Отменить реорганизацию ООО можно, но результат не гарантирован

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

[1]

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Процесс прекращения реорганизации

Процедура реорганизации, подразумевающая под собой слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование одна из самых распространенных и технически сложно осуществимых в корпоративной сфере жизнедеятельности компаний. Чего стоит признать нельзя сказать о прекращении реорганизации.

Первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», конкретизирует порядок проведения реорганизации юридическими лицами, при этом совсем без внимания законом оставлен вопрос о прекращении реорганизации.

Не редки случаи, когда действующие участники либо руководители компании принимают решение о ее реорганизации, что не всегда соответствует мнению сменяющих их лиц. И тут возникает одновременная задача и вопрос, как для юристов так и для финансистов – чем регламентировать прекращение реорганизации и какими нормами руководствоваться.

Читайте так же:  Какие документы нужны для оформления биометрического загранпаспорта

Действительно, законодательство прямо не описывает как прекратить реорганизацию, но тем нее менее при его внимательном изучении в целом производиться достаточно ясная и простая картина решения рассматриваемого вопроса.

Так, ч.1 ст. 57 ГК РФ устанавливается, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Принимая указанную норму по аналогии к рассматриваемому вопросу это означает, что и процесс прекращения реорганизации будет находиться также в компетенции лиц предусмотренных в приведенной норме, если конечно иное не предусмотрено уставом общества.

Возможность применения аналогии закона прямо предусмотрена ГК РФ, так из его ч.1 ст. 6 следует, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.

Далее. Реорганизация неразрывно связана с единым государственным реестром юридических лиц, поскольку все значимые действия данного процесса подлежат регистрации, производящаяся в свою очередь на основании заявлений по утвержденным формам Федеральной налоговой службы. И здесь на помощь в выяснении вопроса приходит уведомление о начале процедуры реорганизации по форме №Р12003.

Так, на первой странице указанной формы заявления имеется графа «№1 Уведомление представлено в связи с» и в одном из двух предложенных вариантов предусматривается «принятием решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации (решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) прилагается)».

Таким образом, для прекращения реорганизации, Вам следует оформить протокол либо решение об отмене процедуры реорганизации всеми лицами, участвующими в данной процедуре и уполномочить лицо, которое будет подавать соответствующее заявление в налоговую. В заявлении необходимо проставить галочку в соответствующей графе.

Получается, что на регистрацию в налоговую должны быть поданы протокол (решение) и заявление по форме утвержденной ФНС России. Предварительно, проекты документов рекомендуем предоставить в налоговую для устной консультации с сотрудником налогового органа, т.к. зачастую у налоговиков видение порядка регистрационных действий отличаются от мнения заявителей на этот счет. После согласования налоговой Ваших документов, следует приступать к их полному оформлению – подписывать, заверять у нотариуса и подавать в налоговую.

Юридическая компания «Миралс» оказывает полный комплекс услуг по корпоративному сопровождению юридических лиц, включая проведение и прекращение реорганизации компаний. Обращайтесь к нам за эффективным решением Ваших вопросов!

Получить бесплатную консультацию юриста написавшего статью можно позвонив по номеру:

Приостановка реорганизации ООО

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 апреля 2008 г. N А29-6350/2007 Суд не усмотрел наличия грубых нарушений действующего законодательства при осуществлении реорганизации ООО, а также пришел к выводу о том, что истец неправомочен оспаривать решение собрания участников Общества о проведении реорганизации, в связи с чем правомерно отказал в признании недействительными реорганизации ООО и государственной регистрации вновь созданного Общества

Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2008.

Полный текст изготовлен 21.04.2008.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Павлова В.Ю.,

судей Бабаева С.В., Поповой Г.Г.

при участии представителя

от истца: Селиваткина П.В. по доверенности от 15.06.2007

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца — открытого акционерного общества «Самарское народное предприятие «Нова» на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.12.2007 по делу N А29-6350/2007, принятое судьей Маклаковой С.В., по иску открытого акционерного общества «Самарское народное предприятие «Нова» к обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтажсервис» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми о признании недействительными реорганизации и государственной регистрации и установил:

открытое акционерное общество «Самарское народное предприятие «Нова» (далее ОАО «СНП «Нова») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтажсервис» (далее ООО «Строймонтажсервис», Общество) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми (далее Инспекция) о признании недействительными реорганизации ООО «Строймонтажсервис» в форме выделения общества с ограниченной ответственностью «Стройторгмонтажсервис» и государственной регистрации Общества, а также обязания Инспекции аннулировать свидетельства серии 11 N 001675364 и 001545160 и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) соответствующую запись.

Заявленные требования основаны на статьях 60, 166 — 168 и 170 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 51 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и мотивированы тем, что реорганизация ООО «Строймонтажсервис» проведена с нарушением требований действующего законодательства. Истец, как кредитор Общества, своевременно не был уведомлен о том, что кредиторская задолженность ООО «Строймонтажсервис» перешла к ООО «Стройторгмонтажсервис», которое с учетом имеющихся активов было не способно погасить долг.

Арбитражный суд Республики Коми решением от 06.12.2007 отказал в удовлетворении иска. Руководствуясь статьями 57 и 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, суд не усмотрел наличия грубых нарушений действующего законодательства при осуществлении реорганизации ООО «Строймонтажсервис» и пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 43 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неправомочен оспаривать решение собрания участников ООО «Строймонтажсервис» о проведении реорганизации. Основания для признания государственной регистрации ООО «Стройторгмонтажсервис» недействительной также отсутствуют.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «СНП «Нова» обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Читайте так же:  Что входит в реестр собственника квартиры

Заявитель считает, что суд неправомерно применил к рассматриваемому спору положения статей 51, 43 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и статью 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец не согласен с выводом суда о том, что нарушение сроков уведомления кредиторов о реорганизации общества-должника не является грубым нарушением закона и не влечет признания оспариваемой реорганизации недействительной. Вывод суда о том, что ОАО «СНП «Нова» не обращалось к ООО «Строймонтажсервис» с требованием о досрочном прекращении долговых обязательств, является ошибочным, как и его указание на то, что ООО «Стройторгмонтажсервис» получило по разделительному балансу денежные средства в сумме 19 585 477 рублей 97 копеек, достаточно для погашения задолженности.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы кассационной жалобы.

При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства ООО «Строймонтажсервис» и Инспекция не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.

Законность решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителя истца, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, 29.12.2005 участники ООО «Строймонтажсервис» приняли решение о реорганизации общества в форме выделения из него и создания ООО «Стройторгмонтажсервис». На основании разделительного и передаточного балансов кредиторская задолженность в пользу ОАО «СНП «Нова» в сумме 2 561 381 рубля 16 копеек передана вновь образованному предприятию ООО «Стройторгмонтажсервис».

В Вестнике государственной регистрации от 18.01.2006 N 2 опубликованы сведения о предстоящей реорганизации ООО «Строймонтажсервис». О факте реорганизации истец как кредитор, уведомлен ответчиком, что подтверждается рееестром# корреспонденции ООО «Строймонтажсервис», сданной в учреждение связи 30.03.2006.

Инспекция 29.03.2006 выдала свидетельства о государственной регистрации ООО «Стройторгмонтажсервис» серии 11 N 001675364 и о постановке на учет юридического лица в налоговом органе серии 11 N 001545160.

Истец, полагая, что реорганизация и государственная регистрация вновь созданного юридического лица были проведены с нарушением требований закона, ущемив его права как кредитора, обратился в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В силу пункта 1 статьи 60 Кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Согласно пункту 5 статьи 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения — с даты принятия данного решения последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Из материалов дела усматривается, что решение о реорганизации ООО «Строймонтажсервис» принято его участниками 29.12.2005. Сообщение о реорганизации указанного общества опубликовано в Вестнике государственной регистрации 18.01.2006, кредитор ОАО «СНП «Нова» уведомлен о реорганизации ООО «Строймонтажсервис» 30.03.2006, то есть за пределами установленного законом срока. Однако несоблюдение ООО «Строймонтажсервис» срока уведомления истца — кредитора не повлекло нарушения прав последнего, так как ОАО «СНП «Нова» не воспользовалось правом требования досрочного прекращения или исполнения долговых обязательств в его пользу со стороны ООО «Строймонтажсервис» и не заявило о возмещении убытков. С учетом указанного суд обоснованно не отнес несоблюдение ООО «Строймонтажсервис» сроков уведомления кредиторов к грубым нарушениям требований закона, влекущим признание реорганизации недействительной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно пункту 1 статьи 43 Закона об обществах с ограниченной ответственностью решение общего собрания участников общества, принятое с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения. Такое заявление может быть подано в течение двух месяцев со дня, когда участник общества узнал или должен был узнать о принятом решении. В случае если участник общества принимал участие в общем собрании участников общества, принявшем обжалуемое решение, указанное заявление может быть подано в течение двух месяцев со дня принятия такого решения.

Истец заявил требование о признании недействительной реорганизации ООО «Строймонтажсервис», подразумевающее в первую очередь оспаривание решения собрания участников указанного общества от 29.12.2005 о его реорганизации. Однако истец не относится к участникам ООО «Строймонтажсервис», поэтому он не обладает правом на обжалование данного решения. Данное решение, оформленное соответствующим протоколом, является основанием для внесения Инспекцией записи о государственной регистрации ООО «Стройторгмонтажсервис» и в установленном законом порядке не признано судом недействительным, поэтому суд правомерно пришел к выводу, что требование истца о признании указанной регистрации недействительной также не подлежит удовлетворению.

Истец в порядке, предусмотренном статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов реорганизацией ООО «Строймонтажсервис» и регистрацией ООО «Стройторгмонтажсервис».

Доводы заявителя фактически направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Читайте так же:  Прописка в приватизированной квартире без права собственности

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.12.2007 по делу N А29-6350/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Самарское предприятие «Нова» — без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Судьи
В.Ю. Павлов
С.В. Бабаев

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 апреля 2008 г. N А29-6350/2007

Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве

Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника

Основные этапы реорганизации ООО. Сроки реорагнизации и порядок отмены реорганизции предприятия

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о гос. регистрации) предусматривает соблюдение определенных этапов действий при реорганизации ООО .

Основные этапы реорганизации ООО

Этап 1. Общество представляет в регистрирующий орган заявление — уведомление о начале реорганизации с указанием формы реорганизации, а также с приложением решения общего собрания участников (или решения единственного участника) по форме, утвержденной письмом ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/[email protected] Представить такое заявление нужно в течение трех рабочих дней после принятия решения о реорганизации. После чего рег. орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что предприятие находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о гос. регистрации).

Этап 2. В течение пяти дней после направления заявления о начале реорганизации в регистрирующий орган обществу необходимо направить письменные уведомления об этом всем известным ему кредиторам (п. 2 ст. 13.1 Закона о гос. регистрации).

Этап 3. После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации общества оно обязано дважды с периодичностью в месяц опубликовать в СМИ, которые публикуют сведения о регистрации юридических лиц, информацию о том, что предприятие находится в процессе реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона о гос.регистрации и п. 5 ст. 51 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО).

Этап 4. Общество представляет в регистрирующий орган заявление о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации или же заявление о прекращении деятельности в связи с реорганизацией. Вместе с заявлением представляют и иные документы, перечень которых установлен Законом о гос. регистрации

ТОНКОСТИ В ПРОЦЕДУРЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ООО

Очень важным моментом реорганизации предприятия является срок данной процедуры. Рассчитывая срок реорганизации, и исходя из САМЫХ благоприятных условий, мы имеем минимальный срок реорганизации – 75 дней. При этом, осуществить реорганизацию ООО в такие сроки фактически не возможно. Дело в то, что данный срок реорганизации включает в себя количество времени необходимое рег. органу для регистрации реорганизации и для публикации сообщений о реорганизации в СМИ 1 . А помимо этого необходимо еще и подготовить документы, подписать их всеми сторонами, заверить нотариально, предоставить в рег. Орган и так далее. При этом на практике, бывает и так, что один только протокол подписывается неделю, или директор ни как не может доехать до нотариуса и заверить необходимое заявление, не говоря уже о других более серьезных факторах влияющих на процесс реорганизации.

Поэтому если вам предлагаю осуществить реорганизацию в очень короткие сроки, меньше 2.5 месяцев, не сомневайтесь, что перед вами мошенники!

ОТМЕНА НАЧАТОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Второй очень важный момент в регистрации реорганизации ООО, заключается в том, что ни на одном из этапов реорганизации предприятия законом не предусмотрена возможность общества, находящегося в процессе реорганизации, приостановить данную процедуру. Как бы нелепо и странно это не звучало, но ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ни постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», ни Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденные приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/[email protected], не предусматривают процедуры изменения записи о том, что юридическое лицо находится в стадии реорганизации. Т.е. согласно законодательству регулирующему процесс реорганизации юридических лиц прекратить начатую процедуру реорганизации ООО не возможно!

Но выход есть и из этой бюрократической головоломки. Для того чтобы отменить начатую реорганизацию, участники общества, должны принять решение об отмене ранее принятого решения о реорганизации. По причине того, что ни одной формой заявлений, используемых для внесения изменений в ЕГРЮЛ не предусмотрена возможность отмены реорганизации, и не существует клеточки, в которую можно было бы поставить соответствующую галочку, в свободной форме составляется заявление в регистрирующий орган, с просьбой отменить ранее принятое решение о реорганизации и убрать из ЕГРЮЛ запись о начале процесса реорганизации. После подачи заявления необходимо ожидать пока регистрирующий орган вынесет отказ в регистрации изменений в ЕГРЮЛ. После получения отказа в налоговой инспекции следует обращаться в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании отказа регистрирующего органа незаконным.

Судебная практика по данным вопросам обширна, и как правило, суды встают на сторону предприятий и обязывают регистрирующий орган убрать запись о том, что компания находиться в процессе реорганизации. Позиции судов различны, но сводятся к одному

«Отсутствие специальных норм о порядке гос.регистрации прекращения реорганизационных процедур в отношении юридических лиц не может служить препятствием для внесения в реестр связанных с этим сведений (постановление ФАС Московского округа от 01.03.2011 № КГ-А40/385-11).»

[2]

«Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юридических лицах должны быть достоверными и не должны вводить в заблуждение участников экономической и иной предпринимательской деятельности.»

Читайте так же:  Оформление регистрации по месту пребывания через госуслуги

«Совершение соответствующих регистрационных действий возможно по аналогии с установленным порядком регистрации при принятии решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (постановление ФАС Московского округа от 27.12.2010 № КГ-А40/14435-10). И.Т.Д.»

1 Кредиторы компании вправе предъявить свои требования о досрочном погашении обязательств в течение 30 дней после публикации второго сообщения в СМИ (п. 5 ст. 51 Закона об ООО), между внесением записи в ЕГРЮЛ о начале реорганизации и представлением документов для конечного этапа реорганизации должно пройти минимум 60 дней.

Русское право

юридическая фирма
+7 (495) 605 — 0011

Практика приостановки госрегистрации регистрирующим органом при реорганизации и ликвидации юрлица

В 2016 году были внесены изменения в законодательство РФ, которыми введена процедура проверки регистрирующим органом достоверности сведений включаемых или включенных в ЕГРЮЛ при осуществлении госрегистрации юрлиц. С этих пор регистрирующие органы нередко стали выносить решения о приостановлении госрегистрации. Практически ни одна реорганизация не проходит без приостановки.


Формально для получения объяснений по вопросам достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, налоговый орган может вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности.

Закон не предусматривает, какие конкретно документы необходимо приносить в той или иной ситуации. Всё зависит от конкретных обстоятельств и усмотрения юридического лица. Однако на практике все-таки стоит предварительно узнать у сотрудников налогового органа, какие документы они хотели бы видеть и необходимо ли личное присутствие руководителя реорганизуемого/создаваемого или прекращающего свою деятельность в результате реорганизации юридического лица или достаточно письменных пояснений. Срок, указанный в решении о приостановлении государственной регистрации, для представления заявителем (руководителем юридического лица) документов и пояснений, не может быть менее чем пять дней.

Также стоит отметить, что приостановление государственной регистрации встречается не только при реорганизации компании, но и на последнем этапе (3-м этапе) регистрации ликвидации компании, причем причины приостановки могут быть разными. Например, получение налоговым органом объяснений от руководителя организации путем письменного заполнения им протокола допроса в территориальном органе ФНС по месту нахождения ликвидируемой компании. Суть вопросов в таком протоколе сводится к определению у ликвидируемой компании наличия признаков «фирмы – однодневки» и не является ли ее руководитель «номинальным директором».

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Прекращение процедуры реорганизации по инициативе общества после внесения в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записи о том, что общество находится в процессе реорганизации

11. Прекращение процедуры реорганизации по инициативе общества после внесения в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записи о том, что общество находится в процессе реорганизации

Основные применимые нормы:

— п. 1 ст. 60 ГК РФ;

— п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ);

— Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]);

— письмо ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/[email protected] «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации» (далее — письмо ФНС России от 25.01.2009 N МН-22-6/[email protected]).

После принятия решения о реорганизации общество в течение трех рабочих дней направляет в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

До вступления в силу (04.07.2013) Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] рекомендуемая форма уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003) была предусмотрена письмом ФНС России от 25.01.2009 N МН-22-6/[email protected]

Указанным Приказом утверждено «Уведомление о начале процедуры реорганизации» (форма N Р12003). Следует отметить, что эта форма уведомления также представляется, если обществом осуществляется смешанная реорганизация: разделение (выделение) с одновременным присоединением (слиянием). Ранее такие случаи не были предусмотрены формой, рекомендованной письмом ФНС России.

На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Обращаем внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ в ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается, если в реорганизации участвует юридическое лицо, в отношении которого принято решение о его ликвидации.

На практике возникают ситуации, когда после внесения записи в ЕГРЮЛ у общества возникает необходимость по тем или иным причинам принять решение о прекращении процедуры реорганизации (об отмене ранее принятого решения о реорганизации).

До вступления в силу Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (04.07.2013) применялась рекомендованная ФНС России форма уведомления регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации. Она не предусматривала такую причину представления уведомления, как принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации. В связи с этим возникали вопросы о возможности внесения в ЕГРЮЛ этих сведений.

С 04.07.2013 формой уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N 12003), утвержденной указанным Приказом, данное основание установлено в п. 1. Вместе с уведомлением в регистрирующий орган должно быть представлено и решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) (п. 1 уведомления).

Таким образом, с 04.07.2013 регистрирующий орган не вправе отказывать во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении процедуры реорганизации общества.

Читайте так же:  Как проверить сколько машин зарегистрировано на меня

11.1. Вывод из судебной практики: Отказ регистрирующего органа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении начатой процедуры реорганизации общества на основании того, что отсутствует законодательное регулирование порядка внесения соответствующих сведений, признается неправомерным (актуально до 30.06.2013).

Обращаем внимание, что до вступления в силу Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (04.07.2013) применялась рекомендованная ФНС России форма уведомления регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации. Она не предусматривала такую причину представления уведомления, как принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации. В связи с этим возникали вопросы о возможности внесения в ЕГРЮЛ этих сведений.

С 04.07.2013 формой уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N 12003), утвержденной указанным Приказом, данное основание установлено в п. 1. Вместе с уведомлением в регистрирующий орган должно быть представлено и решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) (п. 1 уведомления).

Постановление ФАС Московского округа от 17.12.2012 по делу N А40-50411/12-152-164

«…ООО «СУ-189 «Инжиниринг» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительным отказа Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 19.03.2012 г. N 05-18/029250, выразившегося в невнесении в ЕГРЮЛ записи, касающейся статуса ООО «СУ-189 «Инжиниринг», и обязании МИФНС N 46 по г. Москве исключить запись из ЕГРЮЛ о том, что ООО «СУ-189 «Инжиниринг» находится в процессе реорганизации в форме присоединения и включить запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО «СУ-189 «Инжиниринг» является действующим юридическим лицом.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 07.11.2011 г. в Межрайонную инспекцию ФНС N 46 по г. Москве обществом подано заявление об отмене процедуры реорганизации в форме присоединения, изменении в ЕГРЮЛ в положение «Сведения о состоянии юридического лица» статуса «Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме присоединения» на статус «Действующее» (исх. N 08/СУ189 от 07.11.2011 г.).

К данному заявлению было приложено Решение единственного участника общества N 4 от 07.11.2011 г. о прекращении процесса реорганизации в форме присоединения к ООО «СУ-189 «Инжиниринг» следующих юридических лиц: ООО «АКТ», ООО «КСТ-1, ООО Фирма «КАН-Л».

[3]

Письмом от 19.03.2012 г. исх. N 05-18/029250 МИФНС России N 46 по г. Москве отказала в удовлетворении указанного заявления.

При этом отказ был обоснован отсутствием законодательного регулирования процедуры приостановления процесса государственной регистрации юридического лица, при предоставлении в регистрирующий орган соответствующих документов, а также процедуры отмены регистрирующим органом решений о государственной регистрации юридических лиц, в том числе признания регистрационных записей в ЕГРЮЛ недействительными в административном порядке.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ограниченно в правах лишь в случае и порядке, предусмотренном законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Регистрирующий орган в установленный срок не осуществил государственную регистрацию на основании представленного обществом заявления, сославшись при этом на отсутствие в действующем законодательстве РФ о государственной регистрации юридических лиц правового регулирования процедуры прекращения процесса реорганизации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

На основании п. 1 ст. 13.1 Закона о регистрации юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры его реорганизации, в том числе, о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

На основании такого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Действующее законодательство не предусматривает, что начавшаяся реорганизация юридического лица носит необратимый характер и должна быть непременно завершена.

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон о государственной регистрации) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Кроме того, изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности восстановления предыдущих записей и исключение записей из реестра.

Видео (кликните для воспроизведения).

В силу статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты по требованиям об обязании совершить определенные действия, должны быть исполнимыми.

Источники


  1. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.

  2. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  3. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
  4. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  5. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.
Приостановка реорганизации ооо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here