Правовые принципы налогообложения имущества в рф

Важная информация на тему: "Правовые принципы налогообложения имущества в рф" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Принципы налогообложения в РФ

Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.

Юридические принципы:

  1. принцип равного налогового бремени;
  2. принцип установления налоговзаконом;
  3. принцип отрицания обратной силы закона;
  4. принцип приоритета налогового законодательства над неналоговым, но только в налоговой сфере;
  5. принцип наличия всех элементов налога в налоговом законодательстве;
  6. принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы:

  1. принцип единства налоговой системы;
  2. принцип равенства правовых статусов субъектов РФ и муниципальных образований;
  3. принцип подвижности (эластичности);
  4. принцип стабильности;
  5. принцип множественности налогов;
  6. принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Экономические принципы:

  1. принцип справедливости;
  2. принцип соразмерности;
  3. принцип учета интересов налогоплательщиков;
  4. принцип экономичности (эффективности).

Налоги и сборы

Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее — НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) (далее — БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Налог и иные обязательные платежи. Функции налога

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса. В нормативно-правовых актах налоговых органов, в частности в письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 2 июня 1997 г. N 04-01-11 и письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 26 июня 1997 г. N 04-01-11, отмечается приоритет стимулирующей функции. Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упор при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на «усиление стимулирующей функции налогов».

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.

Принципы налогообложения в РФ

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

Читайте так же:  Как размежевать земельный участок на два участка

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов — налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Правовые принципы налогообложения имущества в РФ

  • Условия публикаций
  • Все статьи конференции

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

Гергаева Алена Касполатовна

старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Владикавказского института управления, РФ, г. Владикавказ

LEGAL PRINCIPLES OF TAXATION AND ITS ROLE IN A STATE TAX SYSTEM

Alena Gergaeva

senior lecturer of the Department of Finance and Credit, Vladikavkaz Institute of Management, Rusia Vladikavkaz

В статье исследуются экономические, организационные и правовые принципы организации налогообложения на общегосударственном, региональном и местном уровнях; рассматриваются возможности использования принципов налогообложения в практике государственного управления.

[3]

Economic, organizational and legal principles of taxation at national, regional and local levels have been studied in the article. Possibilities of taxation principles’ use in the practice of state administration have been considered.

Ключевые слова: государство, бюджет, налоги, налогообложение, экономические, организационные и правовые принципы налогообложения.

Keywords: government; budget; taxes; taxation; economic; organizational and legal principles of taxation.

Известно, что государство и общество, не в состоянии обходиться без налогов. При этом, учитывая необходимость обеспечения административно-территориальной целостности и гармоничного развития отдельных внутригосударственных территориальных образований, налогообложение должно обеспечивать справедливое взимание и перераспределение налоговых поступлений между бюджетами разных уровней [1, с. 27].

Целью организации налогообложения выступает формирование общегосударственных централизованных фондов денежных средств, которые используются для выполнения государственными органами власти и органами местного самоуправления возложенных на них функций.

Организация налогообложения в обществе предполагает осуществление соответствующего процесса на общегосударственном, региональном и местном уровнях управления государством.

При обложении налогами должен соблюдаться ряд принципов.

Финансовой наукой, как известно, выделено достаточно большое многообразие видов и классификаций принципов налогообложения, довольно широко представленных в экономической литературе. Их выделяется достаточно много, зачастую они просто дублируют друг друга — разные формулировки того или иного принципа отражают одно и то же его содержание [2, с. 43].

С учетом исследуемых автором вопросов, не мало важным является также и то, затрудняя формулировку критериев классификации исследуемых принципов, принципы построения и функционирования налоговой системы государства.

Проведя анализ имеющихся точек зрения по рассматриваемому вопросу, можно сделать следующие выводы.

Принципы налогообложения автор подразделяет на 2 блока:

[1]

1. Экономические, или общенациональные принципы, в основе которых лежат так называемые классические принципы налогообложения («золотые» правила налогообложения): справедливость, равномерность, ясность и дешевизна, которые разработаны Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Риккардо, а впоследствии развиты и дополнены А. Вагнером и другими известными экономистами.

2. Организационно-правовые или внутринациональные принципы, которые, в свою очередь, можно подразделить на 2 группы — организационные и правовые.

Принципы налогообложения охватывают весь спектр налоговых и организационно-правовых отношений, связанных с установлением и взиманием налогов. Их классификацию на экономические, организационные и правовые отражает рис. 1.

Рисунок 1. Классификация принципов налогообложения

Среди принципов налогообложения, и об этом указывалось выше, можно выделить не только экономические и организационные, но также и правовые. К ним можно отнести общие и специальные принципы налогового права.

Общие принципы налогового права включают в себя:

1. Принцип установления налогов законами. Он означает, что устанавливать налоги должны представительные органы власти, принимая в обязательном порядке соответствующие законы.

2. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Читайте так же:  Можно ли делать ремонт в ипотечной квартире

Специальными принципами налогового права являются:

1. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами. Он означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно Налогового кодекса.

2. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.

3. Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов. Он присущ любой системе налогового законодательства и предполагает отсутствия неравенства сторон (государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, налогоплательщиков) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона.

Комбинации экономических и организационно-правовых принципов налогообложения используются при формировании налоговых концепций, а также определяются нормы действия налогового механизма конкретного государства, с ними формируются и совершенствуются национальные налоговые системы. В отдельно взятой стране при выборе принципов налогообложения, как правило, используется конкретно-государственный (собственный) подход. Для обеспечения эффективности налогообложения в государстве необходима практическая реализация одновременно всех трех групп принципов налогообложения — экономических, организационных и правовых.

Принятые государством в качестве приоритетных общенациональные и внутринациональные принципы налогообложения, берутся за основу при принятии сводного Закона о налоговой системе государства (Налогового кодекса страны). Принципы, закрепленные в сводном законе, определяют не только функционирование налоговой системы в целом, но и регламент всех без исключений элементов налоговых обязательств: виды налогов, правила их исчисления и уплаты, права и обязанности сторон налоговых действий [2, с. 45].

Налогообложение способно развиваться по оптимальному варианту как на уровне государства в целом, так и на уровне его отдельных территориальных образований, если организация налогообложения на всех его уровнях — общегосударственном, региональном и местном, базируется на учете и классических и научно обоснованных организационно-правовых принципов, и напротив, если при разработке организационно-правовых (внутринациональных) принципов игнорируются классические (общенациональные) принципы налогообложения, то налогообложение неминуемо обречено на необходимость постоянного совершенствования.

1.Гергаева А.К. Основные тенденции формирования доходов местных бюджетов современной России // Вестник Северо-Осетинского Государственного Университета, 2013, — с. 6.

2.Гергаева А.К. Сущность и принципы налогообложения: общегосударственный и территориальный аспекты // Общество и право, 2013, — с. 4.

3.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение/Учебник.5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2006. — 509 с.

4.Морозов В.В. Налоговая стратегия саморазвития территорий// Налоги и финансовое право — 2011. — № 6. — с. 181—185.

5.Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского. О. Врублевской. СПб.: Питер, 2009. — 528 с.

6.Пушкарёва В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки//Финансы. 1999. № 6.

7.Рощупкина В.В. Современные тенденции модернизации бюджетно-налоговой системы региона //Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2012, декабрь. — № 48 (138). — с. 31—38. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp. (дата обращения 20.04.14).

8.Сабитова Н.М. Организационные принципы бюджетной системы Российской Федерации//Финансы и кредит». — 2013, январь. — № 2(530). — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /http://www.fin-izdat.ru/journal/fc/. (дата обращения 20.04.14).

Видео (кликните для воспроизведения).

9.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-изд., перераб. и доп. / Т.Ф. Юткина М.: ИНФРА-М, 2003. — 576 с.

Принципы налогообложения в РФ

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов — налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Читайте так же:  Как передать право части наследства другому наследнику

Налоги и налогообложение

Юридические и организационные принципы налогообложения

Рассмотрим теперь юридические принципы налогообложения.

Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. В соответствии с этим принципом считается недопустимым установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно исходя из социальных, национальных, конфессиональных и иных критериев, а также в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных дискриминационных оснований. Этот принцип реализован в ст. 3 НК.

Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК, в соответствии с которой применительно к федеральным налогам РФ законными могут считаться только те налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ, к региональным законам относятся только те, которые установлены Кодексом и законами субъектов РФ, к местным — только те, которые установлены Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 НК ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в нем.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Он реализован в ст. 5 НК, где предусматривается, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.

Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие- либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается ст. 4 и 6 НК. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.

Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.

Рассмотрим далее организационные принципы налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК. Недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налогообложения. Различные исследователи по разному видят эту систему, соглашаясь с наличием универсальных принципов, проверенных временем, и открывая дискуссию о целесообразности выделения в качестве самостоятельных принципов, не являющихся бесспорными либо вытекающих из какого-нибудь универсального принципа или же просто дополняющих его. К числу таковых нередко относят принципы гармонизации налоговой системы, исчерпывающего перечня налогов, эффективности налогового администрирования, всеобщности, универсализации и др.

Читайте так же:  Как долго регистрируют право собственности на квартиру

По нашему мнению, их сущность уже воплощена в представленной совокупности, поэтому придавать им статус самостоятельных принципов, имеющих собственное, отличное от других содержание, вряд ли целесообразно. Вместе с тем мы не исключаем, что представленная выше система принципов может вызвать определенную критику. Поэтому приходится констатировать, что на сегодняшний день теория не выработала единого решения как по проблеме количества функций налогов, так и по вопросу определенности системы принципов налогообложения.

Налоговое право

С. Пепеляев. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева.—М.: Инвест Фонд, 2000.— 496с.
3.2. Понятие и правовое значение основных (конституционных) принципов налогообложения и сборов
Часть 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что федеральным законом РФ должны быть установлены общие принципы налогообложения и сборов. Однако в ней не указано, для чего они устанавливаются, каково их правовое значение.

Ответ на эти вопросы дает практика Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации»1.

Направленность общих принципов налогообложения и сборов — ограничение свободы государства в области финансов. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения.

1 Постановление КС РФО! 21 марга 1997 г. Ма 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», п. 3//Собрание законодательства Российской Федерации.—1997.— №13— Ст.1602.

Конституция РФ весьма скупо (по сути, только в ст. 57) говорит о принципах налогообложения.

Однако в ней закреплены общие начала, которые должны быть реализованы (воплощены) в любой отрасли законодательства. Речь идет о закрепленных в Конституции РФ равенстве прав и свобод человека и гражданина, запрете на их ограничение иначе, как федеральным законом, единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, признании и защите государством всех форм собственности, свободе экономической деятельности и др.

Законы о налогах, как и любые другие законы, не свободны от того, чтобы их смысл, содержание и применение оценивались сквозь призму прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому перечисленные конституционные начала специфическим образом преломляются в финансовой сфере и обуславливают принципы налогообложения. «Для финансовой системы из существующего регулирования делаются специфические выводы, они касаются существования финансового права. Наряду с писаным, таким образом, существует более широкое, неписаное финансовое право Основного закона»1.

С этой точки зрения общие принципы налогообложения и сборов, подлежащие закреплению в федеральном законе, являются развитием положений Конституции РФ в специфической области.

Например, принцип единства налоговой политики развивает одну из основ конституционного строя РФ — принцип единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Принципы налогообложения и сборов содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием. Поэтому, говоря о нарушениях общих принципов налогообложения и сборов, есть все основания одновременно говорить о нарушении соответствующих базовых конституционных положений.

1 Государственное право Германии. В 2-х томах. Т. 2.— М.: Институт государства и права РАН, 1995—С. ИЗ.

Конституция РФ использует термин «общие принципы налогообложения и сборов». Этим подчеркивается одна из характеристик этих принципов: они лежат в основе нормотворческой деятельности и Федерации, и ее субъектов, и органов местного самоуправления. Применение понятия «общие принципы» оправдано тем, что речь о них идет в ст. 72 Конституции РФ о совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

К общим принципам налогообложения могут быть отнесены положения, как вытекающие из Конституции РФ и являющиеся гарантиями реализации основных начал социального, государственного и национального устройства, так и не вытекающие из Конституции, но принятые в соответствии с ней и закрепленные в федеральном законе.


Принципы первой группы по своей природе и происхождению являются основными. Этот термин характеризует их значимость для правовой системы и их отношение к Основному закону.

Вторая группа принципов имеет «связанный» характер. Они не могут противоречить принципам, базирующимся на Основном законе, развивают основные принципы налогообложения и сборов, являются принципами «второго уровня», поэтому их нельзя признать основными.

Например, п. 7 ст. 3 НК РФ установлен принцип толкования законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика. Этот принцип развивает конституционное положение об установлении налогов и сборов исключительно законами, однако носит сугубо прикладной характер. Хотя значение этого принципа для развития системы налогов трудно переоценить (поэтому ограничительное толкование мы и относим к принципам), говорить о нем как об основном было бы неверно.

Основные принципы налогообложения и сборов существенны для налоговой системы в целом или для нескольких ее элементов. Иные принципы, не относящиеся к основным, лежат в основе правового регулирования конкретных элементов налоговой системы.

Так, принцип однократности налогообложения устанавливает только стандарты системы налогов, в то время как основной принцип единства налоговой политики подлежит учету и при установлении конкретных налогов, и при решении вопроса о компетенции органов власти и управления различных уровней, и при учреждении налоговых органов.

Помимо общих принципов налогообложения, выделяют также специальные принципы, характеризующие отдельные институты налогового права, например, принципы налоговой ответственности, принципы ведения налогового учета1.

Читайте так же:  Критерии оценки доказательств в гражданском процессе

В условиях федеративного государства органы власти субъектов Федерации (а также органы местного самоуправления) обладают определенными полномочиями в налоговой сфере. Но право органов субъек-. тов Федерации устанавливать налоги не безгранично. Рубежи очерчены с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства.

Таким образом, общие принципы налогообложения и сборов служат, с одной стороны, основой налоговой компетенции субъектов Федерации, а с другой—ограничивают эту компетенцию.

Как отметил КС РФ, «право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами» (абз. 3 п. 4 Постановления от 21 марта 1997 г. № 5-П).

Установление общих принципов налогообложения и сборов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Эти принципы должны быть закреплены в федеральном законе (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ).

Однако принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно определяемой Конституцией РФ, находятся в ведении Российской Федерации. Этот вывод основан на положениях п. «а» ст. 71 Конституции РФ, где сказано, что принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением находятся в ведении Российской Федерации.

Поскольку в основе разграничения полномочий в налоговой сфере лежат наиболее общие конституционные принципы, то этот вопрос относится к предметам федерального ведения.

Общие принципы налогообложения и сборов одинаково обязательны для соблюдения и Федерацией, и ее субъектами, и органами местного самоуправления. Это отражено и в их названии. Устанавливая эти принципы, Федерация не может предусмотреть для себя более льготные условия.

Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению независимо от того, закреплены они в федеральном законе или нет.

1 Демин А, Общие принципы налогообложения (анализ судебно-арбитражной практики)//Хоэяйство и право.— 1998.— № 2.— С. 95.

КС РФ имеет в своей практике примеры формулирования таких принципов на основе конституционных положений и применения их при вынесении решения о конституционности того или иного акта.

Например, Закон г. Москвы от 14 сентября 1994 г. № 15-67 «О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство» признан неконституционным, поскольку принят без учета принципа соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П). В Конституции РФ этот принцип непосредственно не сформулирован, однако он определен рядом конституционных положений.

Конституция РФ не только определяет основные принципы налогообложения и сборов, но и содержит основы интерпретации применительно к налогообложению начал, которые имеют общеправовое значение. Например, принцип равенства обязанностей граждан не является специфическим принципом налогообложения. Однако равенство в налоговом праве реализуется по-особому: не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков (учет возможности уплатить налог). К такому выводу пришел КС РФ в Постановлении от 4 апреля 1996 г. № 9-П.

Основные принципы налогообложения и сборов не могут быть нарушены независимо от того, нашли они закрепление в федеральном законе или нет. Закрепление в федеральном законе лишь должным образом обеспечивает их реализацию. Однако, поскольку они служат воплощению и защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма, имеются все основания говорить об их надзаконном характере.

По этой причине применение основных принципов налогообложения и сборов не может зависеть даже от степени их конкретизации в Основном законе. К тому же общие принципы налогообложения и сборов направляют и связывают законодательную власть, имея для нее эталонное значение. Поэтому закрепление этих принципов в федеральном законе является своего рода их констатацией, а не установлением по воле законодателей.

Основные принципы налогообложения и сборов выполняют свою роль гарантий реализации и соблюдения основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма различными способами в законодательной, правоприменительной и судебной практике.

Законодательным органам основные принципы, во-первых, задают направления нормотворчества: в конкретных законах эти принципы должны развиваться и конкретизироваться. Законодатель не может отказаться от воплощения в законе того или иного основного принципа. Во-вторых, основные принципы выступают критериями оценки законодательных актов. Положения закона, не соответствующие основным принципам налогообложения, должны признаваться неконституционными и не подлежащими применению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные принципы непосредственно определяют структуру и объем полномочий налоговых органов. Максимальное воплощение этих принципов должно быть провозглашено целью их деятельности. Они же лежат в основе оценки законности конкретных действий и решений налоговой администрации.

Судебные инстанции используют основные принципы налогообложения и сборов в качестве презумпции при разрешении споров, возникающих из-за пробелов в законодательстве. Поскольку Конституция РФ является актом прямого действия, то вытекающие из нее принципы налогообложения могут служить непосредственным основанием судебного решения.

[2]

Источники


  1. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.

  2. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  3. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.
  4. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
  5. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
Правовые принципы налогообложения имущества в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here