Порядок изъятия имущества из оперативного управления

Важная информация на тему: "Порядок изъятия имущества из оперативного управления" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 17. Изъятие муниципального имущества из оперативного управления

Статья 17. Изъятие муниципального имущества из оперативного управления

1. Муниципальное имущество, принадлежащее муниципальному учреждению, муниципальному казенному предприятию на праве оперативного управления, может быть изъято на основании правового акта мэра в случае, если муниципальное имущество является излишним для целей уставной деятельности муниципального учреждения, муниципального казенного предприятия, не используется или используется вопреки целевому назначению, установленному для данного вида муниципального имущества.

2. Муниципальное имущество, об изъятии которого принято решение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должно быть передано муниципальным учреждением, муниципальным казенным предприятием органу мэрии по управлению муниципальной собственностью на основании двустороннего акта приема-передачи муниципального имущества, подписанного руководителями муниципального учреждения, муниципального казенного предприятия и органа мэрии по управлению муниципальной собственностью.

>
Имущество муниципальной казны (ст. ст. 18-21)
Содержание
Решение городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» от 28 сентября 2006 г. N 88 «О нормативных правовых.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Право оперативного управления.

Право оперативного управления – это право учреждения и казенного предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Субъекты государственные казенные предприятия и учреждения.

Момент возникновения права. Возникновение и прекращение указанных вещных прав на объекты недвижимости, закрепляемые за предприятиями и учреждениями, подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п.2 ст.216 ГК вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. Естественно, получать такие права указанные лица могут только от собственника (п.2 ст.209 ГК).

Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Распоряжение имуществом казенного предприятия

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Распоряжение имуществом учреждения

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

[3]

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Приобретение и прекращение права оперативного управления

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9878 —

| 7713 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Как узнать снят ли арест с квартиры

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок изъятия имущества из оперативного управления

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении

По общему правилу, право оперативного управления как право обособления собственного имущества является достаточно ограниченным по объему входящих в него правомочий. Так, помимо целей деятельности, казенное предприятие и учреждение, финансируемое собственником, будучи субъектами права оперативного управления, в отличие от субъекта права хозяйственного ведения, связаны также заданиями собственника, назначением имущества, правом собственника изъять у него излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество (ст. 296 ГК). Казенное предприятие вправе распоряжаться любым своим имуществом исключительно с согласия собственника (п.1 ст. 297 ГК). Учреждение вообще в соответствии с п.1 ст. 298 ГК не вправе распоряжаться значительной частью принадлежащего ему имущества.

Тем не менее, нельзя абсолютизировать утверждение о том, что право оперативного управления, во всяком случае, представляет своему носителю меньше прав, чем право хозяйственного ведения Например, Гражданское право. Часть 1. Под ред. А.Г. Калпина и А.И. Масляева. М., 2000. С. 297.. Так, часть 2 п.1 ст. 297 ГК устанавливает, что, по общему правилу, казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию. Учитывая, что указанная продукция может быть недвижимостью, следует признать, что в этой ситуации у субъекта права оперативного управления оказывается больше прав и возможностей, нежели у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения Известно, что ряд казенных предприятий («Управления специального строительства») как раз занимаются постройкой объектов недвижимости..

Более того, п.2 ст. 298 ГК, устанавливая право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от деятельности, приносящей доход, и имуществом, приобретенным на такие доходы, делает права учреждения на такое имущество шире не только прав казенного предприятия, но также и предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Ведь, в самостоятельное распоряжение может попасть, в том числе недвижимое имущество, которым субъект хозяйственного ведения всегда распоряжается с согласия собственника. Имуществом, находящимся в самостоятельном распоряжении учреждения, оно сможет распоряжаться самостоятельно, то есть без чьего бы то ни было согласия Из п.2 ст. 295, статей 26, 28, 30 ГК следует, что под «самостоятельностью» законодатель понимает как раз отсутствие необходимости получения чьего бы то ни было согласия. .

Приобретение и прекращение права оперативного управления

Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляется на условиях и в порядке предусмотренном ст. 299 ГК РФ, если иное не установлено законодательством, в следующих случаях:

[2]

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. 3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Перечень документов, необходимых для решения вопроса об изъятии – закреплении федерального имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения (оперативного управления)

Перечень документов, необходимых для решения вопроса об изъятии – закреплении федерального имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).

Для организаций, у которых происходит изъятие имущества.

1. Обращение заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация (в отношении объектов движимого имущества – обращение уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация), на имя руководителя Территориального управления об изъятии федерального имущества из оперативного управления (хозяйственного ведения) и его закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за другим юридическим лицом* или подведомственными организациями.

К обращению необходимо приложить:

1.1. Письменное согласие организации – балансодержателя на прекращение права хозяйственного ведения или изъятие из оперативного управления с указанием перечня объектов недвижимого (движимого) имущества, предлагаемых к изъятию, на дискете и бумажном носителе по следующей форме (Приложение и № 2):

Читайте так же:  Как узнать про арест имущества через интернет

Наименование и характеристика основных средств, подлежащих изъятию у (наименование юридического лица**)

Инвентарный/ заводской номер

Наименование юридических лиц,** за которыми закрепляются основные средства, в порядке изъятия у (наименование юридического лица**)

Наименование и характеристика основных средств,*** подлежащих закреплению

Инвентарный/ заводской номер

(заверенные печатью и подписью уполномоченного лица копии).

При этом в обращении необходимо подтвердить, что указанное имущество находится на балансе юридического лица, у которого оно изымается, не заложено, не обременено правами третьих лиц, в споре и под арестом, иным запрещением не состоит.

1.2. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, о включении в ЕГРЮЛ.

1.3. Копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе (ИНН).

1.4. Копия Устава (Положения).

1.5. Документы, подтверждающие полномочия руководителя организации (приказ о назначении, копия трудового договора, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.).

1.7.Справка о балансовой стоимости каждого объекта недвижимого (движимого) имущества.

1.8. Выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о недвижимом имуществе (в отношении движимого имущества – выписка из реестра федерального имущества о внесении в реестр федерального движимого имущества, балансовая стоимость которого 100 тыс. руб. и более).

1.9. Копия технического паспорта, плана недвижимого имущества (с описанием), паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, если предметом обращения является изъятие недвижимого имущества, транспортных средств.

1.10. Копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения (оперативного управления) на объекты недвижимого имущества, выписку из ЕГРП о наличии (отсутствии) записи о правах на данное имущество, либо иные правоустанавливающие документы.

1.11. Иные документы и информацию по требованию Территориального управления.

Для организаций, у которых происходит закрепление имущества.

2. Обращение заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация (в отношении объектов движимого имущества – обращение уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация), на имя руководителя Территориального управления о закреплении федерального имущества на праве оперативного управления за юридическим лицом* в порядке их передачи от юридического лица или вышестоящей организации в соответствии с п. 1 данного перечня, с указанием перечня имущества, подлежащего закреплению. При наличии возможности указать исх. № и дату письма передающей организации.

К обращению необходимо приложить информацию и заверенные копии документов:

2.1. Письменное согласие организации на закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления с указанием перечня объектов недвижимого (движимого) имущества, предлагаемых к закреплению.

2.2. Перечень имущества, подлежащего закреплению, если эти данные отсутствуют в обращении.

2.3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, о включении в ЕГРЮЛ.

2.4. Свидетельство о постановке на налоговый учет.

2.5. Устав (Положение).

2.6. Документы, подтверждающие полномочия руководителя организации (приказ о назначении, копия трудового договора, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.).

2.7. Штатное расписание (при закреплении недвижимого имущества).

2.8. Иные документы и информацию по требованию Территориального управления.

* юридические лица должны иметь федеральную форму собственности и должны быть зарегистрированы в реестре федерального имущества, которое на территории Ульяновской области ведет Территориальное управление, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества»;

** наименование должно соответствовать полному наименованию юридического лица, согласно Устава (Положения);

*** наименование и характеристика основных средств (почтовый адрес недвижимого имущества) должны соответствовать сведениям, указанным в инвентарной карточке, по недвижимому имуществу – также данным технического паспорта и реестра федерального имущества.

Порядок изъятия имущества из оперативного управления

В случае принятия Проекта N 47538-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ, ВТОРУЮ, ТРЕТЬЮ И ЧЕТВЕРТУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Раздел II. ВЕЩНОЕ ПРАВО ГК РФ будет выглятеть так.

«Раздел II. ВЕЩНОЕ ПРАВО

Подраздел 1. Владение

Подраздел 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕЩНЫХ ПРАВАХ

Подраздел 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Глава 18. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Глава 19.1. ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Подраздел 4. ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Порядок изъятия имущества из оперативного управления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Порядок изъятия имущества из оперативного управления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Видео (кликните для воспроизведения).

На постсоветском пространстве очень часто можно встретить ситуации, когда собственник передает какое-либо имущество, принадлежащее ему на правах собственности под управление казенных предприятий или же государственных учреждений. В отечественной законодательной базе подобная практика получила название, как право оперативного управления.

Согласие собственника на сдачу в аренду, передачу в безвозмездное пользование имущества учреждения для заключения договора действует на срок, не превышающий указанного в акте экспертной оценки (в случаях, когда наличие данного акта обязательно), либо на срок, указанный в решении собственника.

Оперативное управление имуществом это

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Энциклопедии и другие комментарии к статье 298 ГК РФ 1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Суд признал, что оспариваемое распоряжение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы названного учреждения.

Практика формирования перечней.

В зависимости от вида и объекта предполагаемой сделки автономное учреждение прикладывает к обращению дополнительные документы.

В статье рассмотрим, что понимается под непрофильными активами учреждения, каковы основания для отнесения имущества учреждения к таким активам, а также проанализируем судебную практику по вопросам изъятия имущества учреждений.

Читайте так же:  Как распределяется наследство между родственниками

Ст.296 ГК РФ более подробно регламентирует вопросы подобного характера. Здесь указано, что собственник может изъять имущественную массу по следующим причинам:

  • если контроль и управление имущественными ресурсами осуществляется нерационально и несет за собой определенные убытки (особенно характерно для государственного и муниципального имущества);
  • если ресурсы используются в обход мнения владельца;
  • если на протяжении определенного временного отрезка имущество не применяется по назначению и не может принести определенный экономический результат.

Из указанного акта следует, что первый, второй, третий этажи здания используются по нецелевому назначению. В частности 262,2 кв. м занимает ТОО «П», 41,1 кв. м занимает обком профсоюзов работников связи и другие юридические лица.

При согласовании учредитель вправе установить дополнительные условия сделки, соблюдение которых будет обязательным для учреждения.

Вопрос: Могут ли изъять из оперативного управления образовательного учреждения помещения, сданные в аренду, как неиспользуемые? Если да, то какой орган может это сделать?

Однако и тут имеются некоторые особенности. Одним из ключевых положений ст.296 ГК РФ является тот факт, что казенные предприятия могу осуществлять комплексное управление имущественными интересами исключительно в рамках действительной правовой базы.

Однако цели сдачи в аренду могут быть поставлены под сомнение, и, например, сдача помещения негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования может быть признана не связанной с целями деятельности данного государственного образовательного учреждения.

Что такое оперативное управление имуществом?

Оценив обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы учреждения.

В иных случаях право оперативного управления государственного учреждения Краснодарского края (далее — учреждение) на имущество может быть прекращено с согласия учреждения.

Многие эксперты считают, что право оперативного управления помогает создать более систему, для которой характерно рациональное использование имущественных интересов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Не допускается изъятие у учреждения закрепленного за ним имущества, если это приведет или может привести к невозможности осуществления учреждением уставных функций (управленческих, социально-культурных или иных).

В начале 60-х годов советская правовая система была расширена, и появилось множество новых систем и понятий.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Изъятие из хозяйственного ведения имущества

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

В следующем номере журнала мы продолжим рассматривать установленные для автономных учреждений особенности распоряжения имуществом.

Для того чтобы сдавать недвижимое имущество в аренду, учреждение должно получить на это согласие собственника. Причем такое согласие может быть дано как в Уставе учреждения, так и даваться собственником в каждом конкретном случае (постановление ФАС Московского округа N КГ-А40/13453-04). В противном случае существует риск применения судом последствий недействительности сделки.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Особенности оперативного управления имуществом

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Включить в состав имущества казны муниципального образования «Доманичское сельское поселение» имущество, указанное в пункте 1 настоящего постановления с 01.01.2015 года.

Постановление Пленума ВАС РФ от 19.04.2007 N 23 «О внесении дополнения в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Государственное образовательное учреждение ДПО «Институт повышения квалификации информационных работников» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г.

Передача в оперативное управление

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2007, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2008 и Постановлением ФАС МО от 26.05.2008, в удовлетворении заявленных требований было отказано.

По результатам рассмотрения полученных документов ДУМИ принимает решение о даче согласия на передачу имущества.

В соответствии с представленными основаниями Росимущество и (или) его территориальное управление может сформировать заключение (принять решение) об отнесении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за соответствующим ФГУ, к непрофильным активам.

[1]

При списании недвижимого имущества, автотранспортных средств, имущества, утраченного вследствие хищения, пожара, стихийного бедствия учреждениями предоставляются дополнительные документы, перечисленные в Положении.

Руководитель учреждения либо уполномоченное руководителем учреждения должностное лицо, имущество которого подлежит изъятию в соответствии с настоящим Порядком, обязан присутствовать при проведении мероприятий и составлении акта, а также давать пояснения о причинах неиспользования учреждением имущества либо использования его не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Необходимо отметить, что особый режим имущества, находящегося в оперативном управлении, означает и особый порядок обращения на него взыскания. Как уже отмечалось, пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Читайте так же:  Аренда имущества у физического лица налоговые последствия

Иное имущество бюджетные и автономные учреждения списывают самостоятельно и в обязательном порядке, в письменном виде, уведомляют об этом ДУМИ, направляют перечни списанного имущества и документы, подтверждающие ликвидацию имущества.

Все имущество, закрепленное на праве оперативного управления за казенными учреждениями, подлежит списанию только после получения согласия Учредителя и ДУМИ.

Если руководитель АУ направляет обращение о согласовании заключения договора мены, дополнительно нужно представить письменное согласие другой стороны договора на совершение данной сделки.

Пермь, ул. Сибирская, 30а, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.

Обязательная регистрация права

Как отмечается в постановлении ФАС Волго-Вятского округа N А79-6693/2004-СК1-6244, законом предусмотрен специальный правовой режим имущества, которое передано в оперативное управление учреждению. На такое имущество для погашения задолженности самого учреждения нельзя обратить взыскание в порядке, предусмотренном статьей 58 Федерального закона N 119-ФЗ.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами.
В оперативное управление может передаваться имущество государственное, муниципальное, являющееся собственностью организации или частного лица.

znatpravo.ru

Оперативное управление на имущество прекращается в строго определенных случаях, например при изъятии, отчуждении имущества или отказе от него. В каждой ситуации действует свой порядок прекращения. Для изъятия имущества из оперативного управления вам понадобится решение собственника и передаточный акт. Если речь идет о недвижимости, нужно также зарегистрировать прекращение права оперативного управления. При отказе от оперативного управления действует тот же порядок, что и при изъятии. Единственное отличие — учреждение должно написать заявление собственнику об отказе. Если же имущество отчуждается (например, продается), то в некоторых случаях нужно согласие собственника и торги.

Каковы основания прекращения права оперативного управления

Право оперативного управления прекращается (ст. 235, п. 2 ст. 296, п. 3 ст. 299 ГК РФ):

  • при изъятии имущества собственником;
  • при отчуждении имущества, а именно: его продаже, дарении, мене или предоставлении в качестве отступного;
  • при гибели имущества;
  • при обращении взыскания на имущество.

Порядок прекращения права оперативного управления зависит от его основания.

Как изъять имущество из оперативного управления

Собственник имущества может изъять его из оперативного управления в строго определенных ситуациях. В противном случае учреждение или казенное предприятие может оспорить такое изъятие.

Для изъятия имущества нужно принять соответствующее решение и утвердить передаточный акт.

Обратите внимание, что при изъятии недвижимости обязательна госрегистрация прекращения права оперативного управления.

В каких случаях можно изъять имущество

Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества учреждения или казенного предприятия, может изъять имущество, если совпадают два условия (п. 2 ст. 296 ГК РФ):

  • это имущество передал учреждению (предприятию) сам собственник либо оно куплено на выделенные из бюджета деньги;
  • учреждение (предприятие) не пользуется имуществом вообще или пользуется не по назначению либо имущество излишнее.

Какие документы нужны для изъятия

Закон прямо не называет документы, которыми нужно оформить изъятие имущества. Исходя из практики, а также смысла ст. ст. 210, 296, 299 ГК РФ мы рекомендуем составить и утвердить следующие документы:

  • решение собственника об изъятии имущества. Имущество в решении следует описать так, чтобы не спутать его с любым другим;
  • передаточный акт. В нем помимо описания имущества следует указать его техническое состояние. Это нужно, чтобы разграничить возможные расходы на ремонт между собственником и учреждением (предприятием).

Как зарегистрировать прекращение права оперативного управления на недвижимость

Такая регистрация обязательна в силу п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ.

Зарегистрировать прекращение может как само учреждение (предприятие), так и орган, который осуществляет полномочия собственника (п. 1 ч. 3 ст. 15, ч. 2 ст. 19 Закона о регистрации недвижимости).

Для регистрации подготовьте:

  • документы, подтверждающие полномочия представителя: документ о назначении директора, если заявление подает директор, или доверенность для иного представителя (ч. 9, 10 ст. 18, ч. 4 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости);
  • паспорт представителя (п. 4 ч. 12 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости);
  • решение собственника об изъятии имущества и передаточный акт (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).

Подайте документы в ближайший МФЦ или отделение Росреестра. Заявление о регистрации сотрудник, ведущий прием документов, составит при вас. Можно также подать документы по почте или в электронной форме (ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).

Пошлина за регистрацию прекращения права оперативного управления не предусмотрена (п. 1 ст. 333.33, пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Срок регистрации (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости):

  • 7 рабочих дней с даты приема документов в подразделении Росреестра;
  • 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

Когда можно оспорить изъятие имущества из оперативного управления

Учреждение или казенное предприятие, которое не согласно с изъятием имущества из оперативного управления, может обратиться в арбитражный суд. В этом случае уполномоченный орган должен будет доказать законность изъятия (п. 41 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

В частности, суды признают изъятие недвижимости незаконным, когда:

  • учреждение передало имущество в аренду с согласия собственника;
  • аварийное имущество временно не используется до капитального ремонта;
  • ремонт затянулся из-за плохого финансирования;
  • сверхнормативная площадь нужна для приема граждан.
Читайте так же:  Порядок выкупа земельного участка у администрации

Можно ли отказаться от права оперативного управления и как это сделать

Учреждения и казенные предприятия могут отказаться от права оперативного управления (ст. 236, п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Для этого нужно написать заявление в орган, осуществляющий полномочия собственника, с просьбой изъять излишнее имущество или имущество, которым вы не пользуетесь. Рекомендуем согласовать заявление с органом, осуществляющим полномочия учредителя. Например, для госучреждений Московской области такое согласование обязательно.

К заявлению приложите копию свидетельства (выписки) о праве оперативного управления. После этого собственник подготовит решение и передаточный акт. Если вы отказываетесь от недвижимости, зарегистрируйте прекращение оперативного управления в том же порядке, что и при ее изъятии.

Если уполномоченный орган уклоняется от изъятия имущества из оперативного управления, то можно обратиться в суд.

Как прекращается право оперативного управления при отчуждении имущества

Отчуждение имущества — это его продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного (ст. ст. 409, 454, 567, 572 ГК РФ).

При отчуждении имущества учреждений и казенных предприятий право оперативного управления прекращается (п. 1 ст. 235, п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Продажа — наиболее распространенный вид отчуждения. Чтобы продать имущество в оперативном управлении, как правило, нужно получить согласие учредителя и провести торги. Если нужно согласие, то придется также заказать оценку имущества.

Торги проводятся в форме конкурса или аукциона. Конкурс проводится тогда, когда покупатель должен выполнить какие-либо условия в отношении имущества. При этом единого порядка проведения торгов нет.

Как прекращается право оперативного управления при гибели имущества

Прекращение оперативного управления при гибели имущества предусмотрено п. 1 ст. 235 и п. 3 ст. 299 ГК РФ.

При гибели имущества спишите его. Если недвижимость поставлена на кадастровый учет или права на нее зарегистрированы, снимите ее с учета и прекратите права на нее в ЕГРН.

Как списать имущество

Если вы федеральное учреждение или предприятие, то создайте комиссию по списанию. Для этого подготовьте и утвердите приказом руководителя положение о комиссии и ее состав. На это указано в п. 7 Положения о списании федерального имущества.

Если у вас нет компетентных работников для участия в комиссии, привлекайте экспертов. Но не берите экспертом лицо, ответственное за это имущество (п. 9 Положения о списании федерального имущества).

На заседании комиссии должны присутствовать хотя бы 2/3 ее членов.

Комиссия составляет акт о списании. Он действителен, если его подписало большинство присутствовавших на заседании.

Руководитель утверждает акт самостоятельно либо согласовывает его с учредителем (п. 10 Положения о списании федерального имущества). Случаи того и другого перечислены в п. п. 4, 4.1 Положения о списании федерального имущества. Федеральные органы власти устанавливают порядок такого согласования для подведомственных учреждений и предприятий.

Списание имущества отразите в бухучете (п. 12 Положения о списании федерального имущества).

Если вы региональное или муниципальное учреждение или предприятие, то списывайте имущество в порядке, установленном местными актами. Если такого акта нет, то применяйте по аналогии порядок, описанный выше.

Как снять недвижимость с кадастрового учета и погасить права в ЕГРН

Чтобы снять разрушенную недвижимость с кадастрового учета или прекратить права на нее в ЕГРН:

  • получите акт обследования. Для этого обратитесь к кадастровому инженеру (ст. 23 Закон о регистрации недвижимости);
  • оформите для своего руководителя или иного сотрудника доверенность от органа, осуществляющего полномочия собственника, на снятие с кадастрового учета или прекращение права собственности в ЕГРН (п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости);
  • подайте в Росреестр заявления о прекращении права собственности и права оперативного управления. Если от учреждения или предприятия действует не руководитель, то для прекращения оперативного управления понадобится доверенность от учреждения (предприятия).

В остальном регистрация проходит так же, как при изъятии имущества из оперативного управления.

Как прекращается право оперативного управления при обращении взыскания на имущество

Взыскание по долгам можно обратить (п. п. 5, 6 ст. 123.22, п. 6 ст. 113 ГК РФ) на имущество:

  • бюджетного учреждения, кроме любой недвижимости и особо ценного движимого имущества, которое передал собственник или которое приобретено на его деньги;
  • автономного учреждения, кроме недвижимости и особо ценного движимого имущества, которые передал собственник или которые приобретены на его деньги;
  • казенного предприятия.

На имущество казенного учреждения взыскание по долгам обратить нельзя (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

Эти ограничения касаются и залога (п. 1 ст. 336 ГК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Взыскание обращают судебные приставы по правилам Закона об исполнительном производстве.

Источники


  1. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.

  2. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  3. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Порядок изъятия имущества из оперативного управления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here