Ответственность за нарушение земельного законодательства рф

Важная информация на тему: "Ответственность за нарушение земельного законодательства рф" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за совершение лицом преступления, т.е. виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Основанием уголовной ответственности являет­ся совершение деяния, содержащего все признаки состава преступле­ния, предусмотренного УК РФ. При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

[3]

Следует обратить внимание на то, что преступления в области охраны и использования земель входят в состав категории экологических преступлений .

См. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

В необходимых случаях при рассмотрении дел, связанных с привлечением к уголовной ответственности за преступления в сфере охраны и использования земель, в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, почвоведов, лесоводов и других.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в сфере охраны и использования земель, необходимо отграничивать преступления от проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена иная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Действующий УК предусматривает, например, следующие составы земельных преступлений:

    1. ст. 167 УК — умышленное уничтожение или повреждение имущества , если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (данная статья распространяется на действия, направленные на уничтожение или повреждение земель: приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния);
    2. ст. 168 УК — уничтожение или повреждение имущества по неосторожности ;
    3. ст. 170 УК — регистрация незаконных сделок с землей , искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей (обязательным условием, позволяющим квалифицировать такие действия как преступление, является их совершение должностным лицом из корыстной или личной заинтересованности с использованием своего служебного положения); и др.

Основной, связанной с земельными отношениями нормой является ст. 254 УК РФ «Порча земли». Согласно данной статье отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Субъекты уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства:
    • только физические лица (граждане и должностные лица).

Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций.

Уголовным кодексом предусматриваются за совершение преступ­лений различные виды наказания:

    1. штраф;
    2. лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью;
    3. исправи­тельные работы;
    4. ограничение свободы;
    5. обязательные работы;
    6. лишение свободы.

Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Контрольные вопросы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9532 —

| 7470 — или читать все.

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

В РФ за нарушение земельного законодательства предусмотрены санкции. Совершив неправомерное деяние, виновный субъект должен понести наказание, регламентированное нормативно-правовыми актами. Глава 12 Земельного кодекса РФ (ЗК) содержит нормы, регулирующие надзор за соблюдением законодательства о земле. Законность контролируют госорганы, муниципалитеты, общественные институты. Главой 13 ЗК установлены общие принципы привлечения к ответственности лиц, допускающих правонарушения в сфере землепользования и охраны земель.

Земельные правонарушения: сущность, состав

Действующее российское законодательство не дает четкого представления о том, что является земельным правонарушением. Конкретное толкование этого определения отсутствует, однако его можно сформулировать, следуя общему подходу к трактовке подобных терминов.

Земельным правонарушением считается противоправное поведение (как действие, так и бездействие) конкретных субъектов, которое выражается следующим образом:

  • нарушает общеобязательный, законодательно установленный порядок землепользования, охраны земель;
  • попирает земельные интересы, права физлиц (юрлиц).

Земельное правонарушение имеет следующий состав: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Таким образом, виновное лицо будет отвечать за совершенное земельное правонарушение только в том случае, если присутствуют все четыре его элемента. Если хотя бы один элемент отсутствует, привлечение к ответственности исключается.

Читайте так же:  Ответственность за ношение кастета

Субъектами такого правонарушения считаются лица (физлица, юрлица), которые нарушили установленные нормы законодательства РФ о земле. Это могут быть граждане (как российские, так и иностранцы), организации (как отечественные, так и зарубежные). Помимо этого, субъектами могут оказаться должностные лица самых разных организаций (частных, муниципальных, государственных). В конкретной ситуации состав субъектов предопределяется видом совершенного правонарушения.

Субъективная сторона

Субъективная сторона определяется тем, как сам нарушитель (субъект) воспринимает своё неправомерное деяние. Речь идет о его психическом отношении к содеянному правонарушению. В данном контексте следует говорить о вине правонарушителя, типичными формами которой являются халатность (неосторожность) и умысел:

  • халатность может проявляться как небрежность или легкомыслие. Небрежность выражается в том, что субъект мог и должен был предвидеть неблагоприятные последствия своего незаконного поступка, но не предвидел. Легкомыслие имеет место, если нарушитель предвидел вредные последствия своего деяния, но самонадеянно полагал, что сможет их избежать;
  • о наличии умысла можно говорить, если субъект понимал, к чему приведут его неправомерные деяния, но при этом желал наступления таких последствий (прямой умысел) или осознанно допускал их наступление (косвенный умысел).

Объектами такого правонарушения могут быть общественные отношения, обусловленные землепользованием и охраной земель. Конкретным предметом неправомерного поведения может оказаться надел земли, а также законные интересы его правообладателя (собственника, арендатора, пользователя, владельца).

Объективная сторона

Объективная сторона правонарушения выражается в конкретных противоправных деяниях его субъекта (нарушителя), то есть лица, посягающего на права (интересы) участников земельных отношений. Такое посягательство приводит к причинению физлицам (юрлицам) явного вреда, попранию их законных прав и интересов. Объективная сторона незаконного деяния имеет три составляющие:

  1. Противоправность самого деяния, совершенного нарушителем.
  2. Реальный вред или явная угроза его причинения.
  3. Причинно-следственная связь между незаконными деяниями субъекта и вредом (угрозой вреда), нанесенным физлицам (юрлицам).

Типичные разновидности земельных правонарушений

В сфере защиты законных интересов правообладателей земельных наделов часто допускаются следующие нарушения:

  • самовольное присвоение, занятие надела земли;
  • ликвидация межевых (разграничительных) знаков;
  • эксплуатация недр без получения надлежащей лицензии (без разрешения);
  • нарушение правил эксплуатации недр, установленных полученной лицензией (разрешением);
  • порча, загрязнение земли, ухудшение её плодородности;
  • неправомерная застройка территории, в землях которой присутствуют полезные ископаемые;
  • самовольное присвоение или использование земель водного (лесного) фонда;
  • незаконная переуступка права эксплуатации земель, недр, территорий лесного фонда;
  • нецелевая эксплуатация надела, эксплуатация земли без учета её назначения, категории или вида использования;
  • пренебрежение правилами рационального землепользования в отношении конкретных участков.

В сфере природопользования и охраны экологии земель нередко выявляются такие правонарушения:

  • нарушение экологических правил при освоении и застройке территорий наделов;
  • несоблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение экологической экспертизы;
  • безосновательный отказ в предоставлении или умышленное искажение сведений об экологии и наделах земли, касающихся земельных прав конкретного субъекта;
  • пренебрежение природоохранными и экологическими требованиями при освоении, эксплуатации земель лесного (водного) фонда;
  • противоправное поведение должностных субъектов и юрлиц, которое привело к незаконному (самовольному) присвоению земель;
  • несоблюдение регламентированного порядка землепользования для наделов с особыми требованиями к эксплуатации;
  • невыполнение обязательных природоохранных мероприятий, официальных предписаний по устранению допущенных нарушений;
  • прочие правонарушения.

Ответственность граждан и юрлиц за земельные правонарушения: виды, особенности привлечения

Виды ответственности физлиц (юрлиц) за земельные правонарушения оговорены главой 13 Земельного кодекса РФ (ЗК):

Административная ответственность

К ответственности, оговоренной нормами КоАП РФ, привлекаются виновные лица, которые совершили административные проступки, нарушающие законодательство о земле. Нарушителями – субъектами таких правонарушений – могут оказаться физлица, юрлица, а также должностные лица конкретных организаций (учреждений). Список таких правонарушений оговорен нормами законодательства – административного (КоАП), земельного.

К такой ответственности виновные субъекты могут привлекаться безотносительно к тому, когда было совершено конкретное земельное правонарушение – в рабочее время или свободное от работы. Взыскания (санкции) могут применяться компетентными госорганами или должностными лицами. Привлечь к такой ответственности можно на протяжении 2-3 месяцев с момента выявления (или совершения) конкретного противоправного деяния, что оговорено пунктом 1 статьи 4.5 КоАП.

Административные санкции (штрафы) могут применяться к виновным субъектам за следующие виды земельных правонарушений:

  1. Самовольное присвоение земельного надела, водного объекта или лесного участка (статьи 7.1, 7.6, 7.9 КоАП).
  2. Уничтожение, порча спецзнаков (статья 7.2 КоАП).
  3. Самовольная (неправомерная) эксплуатация земель, недр, водных объектов, лесных участков (статьи 7.3, 7.4, 7.5, 7.10 КоАП).
  4. Порча земли, неисполнение обязанностей по её улучшению, а также нецелевое использование надела (статьи 6, 8.7, 8.8 КоАП).
  5. Несоблюдение правил природопользования (статьи 8.9-8.15 КоАП) и ведения мелиоративных работ (статьи 10.9, 10.10 КоАП).

Гражданско-правовая ответственность

Такая юридическая ответственность означает, что нарушитель законодательства о земле обязан возместить (компенсировать) имущественный вред (ущерб), который был причинен (нанесен) конкретному пострадавшему лицу. При этом должна быть выявлена причинно-следственная связь между конкретным земельным правонарушением и причиненным материальным ущербом. Общие основания для привлечения виновного субъекта к гражданско-правовой ответственности оговорены статьей 1064 Гражданского кодекса РФ (ГК).

Ущерб, подлежащий возмещению, может включать утрату определенных активов, упущенную выгоду пострадавшего лица, а также вынужденные издержки потерпевшего на ликвидацию негативных последствий причиненного вреда. Данный ущерб компенсируется независимо от применения иных санкций в отношении конкретного правонарушителя.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарные взыскания применяются к нарушителям законодательства о земле на основании положений статьи 75 ЗК. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться только те сотрудники конкретной организации, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение норм земельного законодательства. Виновные субъекты дисциплинарно отвечают только за те земельные правонарушения (проступки), которые были совершены ими в рабочее время.

Чтобы применить дисциплинарные санкции, руководство организации получает от работника-нарушителя пояснения. После этого работодателем издается приказ. Статьей 192 ТК оговорено, что такие взыскания могут предусматривать либо замечание, либо выговор, либо увольнение сотрудника-нарушителя по надлежащим основаниям. Порядок применения санкций оговорен статьей 193 ТК. Снятие с виновного лица такого взыскания регулируется статьей 194 ТК.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность виновных субъектов за земельные правонарушения определена отдельными нормами Уголовного кодекса РФ (УК). Соответствующие санкции могут предусматривать штрафы, исправительные работы, ограничение (лишение) свободы на определенные сроки, а также запреты на ведение деятельности. Наказания за земельные правонарушения, установленные нормами УК, не могут применяться в отношении юрлиц. Виновными субъектами могут оказаться физлица, должностные лица.
Читайте так же:  Распоряжение имуществом до перехода права собственности

Чтобы привлечь определенного субъекта к уголовной ответственности за земельное правонарушение (преступление), необходимо возбудить против него соответствующее уголовное дело, собрать и исследовать все доказательства его вины. Этим занимаются компетентные правоохранительные госорганы. Дело обвиняемого рассматривается в суде. Если его вина будет установлена (доказана), суд назначит ему надлежащую санкцию (наказание).

Нормами УК предусмотрены санкции (наказания) за правонарушения, совершенные в земельной сфере. Прежде всего, речь идет об экологических преступлениях, перечень которых оговорен главой 26 УК – порча земли (статья 254 УК), несоблюдение правил эксплуатации недр (статья 255 УК), а также иные статьи, относящиеся к данной главе.

Земельно-правовая ответственность

Земельное правонарушение может стать основанием для принудительного изъятия соответствующего надела (участка) у виновного субъекта. Такая возможность оговорена следующими нормами:

  • статьи 44-48 ЗК определяют законные основания для прекращения земельных прав (собственность, пользование, наследуемое владение, аренда, сервитут);
  • конфискация, реквизиция надела (статьи 50, 51 ЗК);
  • изъятие конкретного надела в связи с его нецелевым использованием или незаконной эксплуатацией (статья 54 ЗК).

Статьей 235 ГК оговорены все возможные основания (причины), по которым может быть прекращено (аннулировано) право собственности субъекта на конкретный надел земли. Пункт 2 статьи 235 ГК содержит перечень типичных ситуаций (исключений), при которых допускается принудительное изъятие актива у его собственника.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Ответственность за нарушение земельного законодательства в России (стр. 1 из 5)

ГЛАВА 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей

1.1 Общая характеристика правовой охраны земель

1.2 Основные виды и признаки земельных правонарушений

ГЛАВА 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

2.2 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства

2.4 Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства

ГЛАВА 3. Государственный земельный контроль (на примере Пермского края)

3.1 Организация осуществления государственного земельного контроля

3.2 Использование земель сельскохозяйственного назначения

Список использованной литературы

Тема представленной работы – «Ответственность за нарушение земельного законодательства».

Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.

В последние годы отмечается заметное ухудшение состояния земель в России. Усиление антропогенного воздействия на земельные ресурсы, безусловно, приводят к обострению экологической ситуации. Однако негативные изменения часто происходят также и вследствие различных нарушений земельного и природоохранного законодательства, допускаемых не только юридическими и физическими лицами, но и органами государственного управления. Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно, помимо иных мер охраны земель, при эффективном применении мер юридической ответственности.

Действующий Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) предусматривает дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, как форму гражданско-правовой ответственности, а также прекращение прав на земельные участки — как специальную земельно-правовую ответственность. Однако применение на практике названных мер довольно проблематично. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена несовершенством российского законодательства, прежде всего земельного, гражданского и уголовного.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ВЛЕКУЩИХ ЮРИДИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством. В настоящее время в связи с принятием нового Земельного кодекса прекратили свое действие те земельно-правовые нормы, которые предусматривали особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности (ст. 125 ЗК РСФСР, Указ Президента от 16.12.1993 г. «О мерах по усилению государственного контроля за использованием и охраной земель»), виды правонарушений и содержание применяемых санкций. В связи с этим, впредь до принятия соответствующих земельно-правовых нормативных актов, административная ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях (ст. ст. 50-54,61,67 и др.).

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена ст. 170, 254, 262 УК РФ, а материальная — ст 24,56 ГК РФ.

Специальная (земельно-правовая) ответственность связана с принудительным прекращением права на землю лиц, совершивших определенные правонарушения, и предусмотрена нормами Земельного кодекса РФ.

Виды земельных правонарушений, влекущих применение юридической ответственности правонарушителей, содержатся в различных правовых источниках: Земельном, Гражданском, Уголовном Кодексах, Кодексе об административных правонарушениях, в Законе «Об охране окружающей природной среды» и других нормативных правовых актах. Обращает на себя внимание то, что половина их связана с нарушением экологических требований, предъявляемых к собственникам земли и землепользователям. Это не случайно, ведь ухудшение состояния земель и их естественного плодородия в настоящее время непосредственно связано с антропогенными причинами.

1.2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Приведем содержание и краткую характеристику земельных правонарушений, за совершение которых установлена юридическая ответственность.

1. Самовольный захват земель. Самовольным захватом признается владение земельным участком без законных на то оснований, т. е. при отсутствии правоустанавливающего документа. К категории самовольного захвата относятся также такие случаи, как пользование предоставленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачи правоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению (разрешению) органа, не правомочного решать вопросы предоставления земель, либо вынесшего незаконное решение под влиянием злонамеренных действий заинтересованных лиц. Вместе с тем следует иметь ввиду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем, владение и пользование не своей землей (т. е. без законных оснований) может иметь место как результат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонарушений.

Читайте так же:  Прощение долга в налоговом учете

2. Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов. Самовольное, т. е. без оформления надлежащего разрешения, строительство может иметь место на предоставленном в установленном порядке для этих целей земельном участке и на самовольно захваченном участке.

В первом случае правонарушение не является чисто земельным, а лишь связано с земельными отношениями, однако рассматривается, как неправомерное пользование землей и отнесено к перечню земельных правонарушений. Во втором случае имеют место одновременно два земельных правонарушения, из которых одно (самовольный захват) является чисто земельным. Ответственность в этом случае возлагается отдельно за каждое из них.

3. Захламление земель. Как вид правонарушения его следует отличать от загрязнения производственными отходами, под которыми понимаются вредоносные побочные продукты производства (шлаки, отстой, соли и т. п.). Под захламлением следует понимать превращение территории или участка земли в свалку предметов, деталей и частей автомашин, случайных вещей и т.д. Степень захламленности и возможность отнесения ее к правонарушению определяет должностное лицо, осуществляющее контроль, или специальная комиссия.

4. Загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение их бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами.

В настоящее время значительные площади сельскохозяйственных угодий заражены различными вредными организмами и веществами. Площадь земель, загрязненных выбросами, достигает 68 млн. га. В результате аварии на ЧАЭС заражено более 2 млн. га сельхозугодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Брянской областях. К сожалению, процесс загрязнения продуктивных земель приобретает все большие масштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответственность лиц, допускающих загрязнение земель.

5. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Этот вид правонарушений является результатом нерадивого, бесхозяйственного использования земель, в результате чего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются, переуплотняются, заболачиваются я теряют свое главное природное качество — плодородие. Факт правонарушения и его экономическая негативная значимость определяется посредством специальных обследований.

6. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как особый вид земельных правонарушений, не является чисто земельным. Однако он рассматривается в качестве такового, т. к. производственная деятельность таких объектов наносит непоправимый ущерб земле, особенно в сфере сельскохозяйственного производства. Экологическое и земельное законодательство запрещает ввод в эксплуатацию подобных объектов под угрозой административной или уголовной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Временно занимаемые земли – это земельные участки, предоставляемые в краткосрочное пользование (обычно на срок проведения работ) для выполнения строительных, ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом складирования материалов, перемещения грунтов, устройства временных карьеров и т. д. По миновании надобности земли должны быть приведены в исходное состояние с возмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В практике, однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно или возвращаются в непригодном для использования состоянии, что наносит существенный ущерб сельскохозяйственному производству[1] .

Ответственность за нарушение земельного законодательства (стр. 1 из 5)

Тема: « Ответственность за нарушение земельного законодательства »

2. Общая характеристика.

3. Дисциплинарная ответственность.

4. Административная ответственность.

5. Уголовная ответственность.

6. Гражданско-правовая ответственность

В отличие от других социальных идей и политических ориентации демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России.

Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиций, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры каждого человека и общества в целом. Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством – единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого – н а р о д!

Но государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной правовой базы для таких действий.

Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период преобразований всей конструкции общества, в его новых экономических и политических реалиях.

Законодательством закреплены четыре основные формы от­ветственности: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая.

Разграничение видов ответственности:

Каждая из этих правовых формответственности применяется за совершение соот­ветствующего правонарушения: дисципли­нарного проступка, административного проступка, уголовного пре­ступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, соста­вы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответст­вующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. Важное практическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграничении правонарушений.

Дисциплинарный проступок — деяние в виде нарушения тру­довой дисциплины при исполнении работы, и меры воздействия (предупреждение, выговор, отстранение от работы и др.) применя­ются руководителем предприятия в отношении работников, совер­шивших дисциплинарный проступок. Это делается в соответствии с КЗоТ РФ, а также уставами и положениями.

Административный проступок — это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами — госу­дарственными инспекторами, административными комиссиями в соответствии с КоАП РФ и другими законодательными акта­ми, предусматривающими административную ответственность.

Преступление — это уголовно наказуемое, общественно опас­ное деяние (действие или бездействие), и этими признаками оно отличается от остальных правонарушений. Сами же преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

Читайте так же:  Как долго регистрируют право собственности на квартиру

Гражданско-правовая ответственность — наступает в случае причинения имущественного ущерба, поэтому существует понятие имущественной ответственности по ГК РФ. Она может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дис­циплинарной, административной ответственностью, т. е. граждан­ско-правовая ответственность может «сопровождать» основные формы ответственности.

Все сказанное выше прямо и непосредственно относится к от­ветственности за земельные правонарушения. Возможно наступле­ние дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступ­ки, связанные с нарушениями трудовой дисциплины, неисполнени­ем или недобросовестным исполнением трудовых обязанностей. И хотя в действующем (в значительной части отмененном) ЗК РФ ничего не говорится о дисциплинарной ответствен­ности за земельные правонарушения, на практике применение та­ких норм осуществляется в соответствии с КЗоТ РФ (а также поло­жениями и уставами о трудовой дисциплине). В Законе РФ об ох­ране окружающей природной среды 1991 г. предусмотрена дисцип­линарная ответственность за экологические правонарушения.

Административная ответственность за земельные правонару­шения предусмотрена непосредственно ЗК РФ, Кодекс предусматривает и уголовную ответственность за земельные пра­вонарушения-преступления, делая при этом ссылку на УК РФ. В 3К РФ говорится о возмещении вреда (ущерба), при­чиненного земельным правонарушением, также путем отсылки к гражданскому законодательству.

Кроме указанных традиционных форм ответственности за зе­мельные правонарушения, в земельном законодательстве предус­мотрена специальная ответственность, так называемая земельно-правовая ответственность, предусматривающая специальные зе­мельно-правовые меры (например, лишение права землепользо­вания, изъятие земельного участка). Эта ответственность является дополнительной, специальной формой ответственности за земель­ные правонарушения. В то же время она имеет и важное самостоя­тельное значение.

Земельное правонарушение, как любое другое, правонарушения характеризуется четырьмя элементами: объек­том, субъектом, объективной стороной и субъ­ективной стороной правонарушения.

Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объектом земельного правонарушения — является земельный строй, установленный земельным законодательством. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный учас­ток, земельные распорядки, права собственников, владельцев, поль­зователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения — это кон­кретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение меже­вых знаков, самовольный захват участка и т. д.).

Субъекты земельного правонарушения — ими являются конкретные физические или юридические лица — правообладатели земли, ко­торые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами такой ответственности выступают также должностные лица или руково­дящие работники предприятий, организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и «сторонние» физи­ческие и юридические лица.

Субъективную сторону земельного правонарушения составля­ет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности, таков элементный состав земельного правонарушения. При ре­шении вопроса о привлечении к конкретной ответственности это надо знать и правильно применять, исполнять всем, кого это касается.

При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установлен­ные в законодательстве основания и условия ответственности.

Основание ответственности — наличие закона, правовой нормы, которыми предус­мотрен тот или иной вид преступления.

основания и условия ответственности :

Также ус­тановлены законодательством. Эти условия делают возможным привлечение субъекта к ответственности, а отсутствие хотя бы одного из них делает таковое невозможным. Такими условиями являются:

— противоправное поведение субъекта;

— наличие прямой причинной связи между вредом и деянием;

Субъект правонарушения несет ответственность лишь в том случае, если его поведение, деяние (действие или бездействие) яв­ляются противоправными, т. е. если он нарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект не может быть привлечен к ответственности. Ведь в жизни иногда случается, что субъект совершает то или иное деяние, которое можно считать пра­вонарушением, однако оно не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть имущественным либо моральным. Имущественный ущерб возни­кает при нарушении законных имущественных интересов собст­венника, владельца, пользователя или арендатора (например, за­грязнение земли, снижение урожайности на целый ряд лет). Мо­ральный вред не причиняет имущественного ущерба, но наносит вред нравственного или физического характера (например, трудо­вой дисциплине, установленному порядку, коллективу, личности).

Ответственность за нарушение земельного законодательства (стр. 1 из 5)

Глава 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. 3

1.1Общая характеристика правовой охраны земель. 3

1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений. 4

Глава 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 13

2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства 13

2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства. 15

2.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства. 17

2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства. 20

Глав 3. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций. 25

Список литературы. 29

Тема представленной работы – «»Ответственность за нарушение земельного законодательства».

Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонару­шителей.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федера­ции как основа жизни и деятельности народов.

Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодатель­ства.

Глава 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей.

1.1 Общая характеристика правовой охраны земель.

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательст­вом.

В настоящее время, в связи с принятием нового Земельного кодек­са, прекратили свое действие те земельно-правовые нормы, которые предусматривали особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности (ст. 125 ЗК РСФСР, Указ Прези­дента от 16.12.1993 г. «О мерах по усилению государственного контро­ля за использованием и охраной земель»), виды правонарушений и со­держание применяемых санкций. В связи с этим, впредь до принятия соответствующих земельно-правовых нормативных актов, административная ответственность за нарушение земельного законодательства должна применяться в соответствии с действующим Кодексом об ад­министративных правонарушениях (ст. ст. 50-54,61,67 и др.).

Читайте так же:  Ответственность за неисполнение решения суда физическим лицом

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодатель­ства предусмотрена ст. 170, 254, 262 УК РФ, а материальная — статьями 24,56 ГК РФ.

Дисциплинарная ответственность установлена нормами Кодекса за­конов о труде РСФСР.

[2]

Специальная (земельно-правовая) ответственность связана с прину­дительным прекращением права на землю лиц, совершивших опреде­ленные правонарушения, и предусмотрена нормами Земельного кодек­са РФ.

Виды земельных правонарушений, влекущих применение юридиче­ской ответственности правонарушителей, содержатся в различных пра­вовых источниках: Земельном, Гражданском, Уголовном кодексах, ко­дексе об административных правонарушениях. Законе «Об охране окружающей природной среды» и других нормативных правовых ак­тах. Они касаются самых разных сторон земельных правоотношений. Обращает на себя внимание то, что половина их связана с нарушением экологических требований, предъявляемых к собственникам земли и землепользователям. Это не случайно, ведь ухудшение состояния земель и их естественного плодородия в настоящее время непосредственно связано с антропогенными причинами[1] .

1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений.

Приведем содержание и краткую характеристику земельных правонарушений, за совершение которых установлена юридическая ответственность.

1. Самовольный захват земель. Самовольным захватом признается владение земельным участком без законных на то оснований, т. е. при отсутствии правоустанавливающего документа. К категории самоволь­ного захвата относятся также такие случаи как пользование предостав­ленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачи правоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению (разрешению) органа, не правомочного решать вопросы предоставле­ния земель либо вынесшего незаконное решение под влиянием злона­меренных действий заинтересованных лиц. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем, владение и пользование не своей землей (т. е. без законных оснований) может иметь место как ре­зультат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблу­ждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонаруше­ний.

2. Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов. Самовольное, т. е. без оформления надлежащего разрешения, строи­тельство может иметь место на предоставленном в установленном по­рядке для этих целей земельном участке и на самовольно захваченном участке.

В первом случае правонарушение не является чисто земельным, а лишь связано с земельными отношениями, однако рассматривается как неправомерное пользование землей и отнесено к перечню земельных правонарушений.

Во втором случае имеет место одновременно два земельных правонарушения, из которых одно (самовольный захват) является чисто зе­мельным. Ответственность на виновное лицо в этом случае возлагается отдельно за каждое из них.

3. Захламление земель. Как вид правонарушения его следует отли­чать от загрязнения производственными отходами, под которыми по­нимаются вредоносные побочные продукты производства (шлаки, от­стой, соли и т. п.). Под захламлением следует понимать превращение территории или участка земли в свалку предметов, деталей и частей автомашин, случайных вещей и т.д. Степень захламленности и воз­можность отнесения ее к правонарушению определяет должностное лицо, осуществляющее контроль, или специальная комиссия.

[1]

4. Загрязнение земель химическими или радиоактивными вещест­вами, производственными отходами и сточными водами, заражение их бактериально-паразитическими и карантинными вредными организма­ми.

В настоящее время значительные площади сельскохозяйственных угодий заражены различными вредными организмами и веществами. Площадь земель, загрязненных выбросами, достигает 68 млн. га. В ре­зультате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивными веществами заражено более 2 млн. га сельскохозяйственных угодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Брянской областях[2] . К сожалению, процесс загрязнения продуктивных земель принимает все большие масштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответствен­ность лиц, допускающих загрязнение земель.

5. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Этот вид право­нарушений является результатом нерадивого, бесхозяйственного ис­пользования земель, в результате чего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются, переуплотняются, заболачиваются я теряют свое главное природное качество — плодородие. Факт правона­рушения и его экономическая негативная значимость определяется по­средством специальных обследований.

6. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуата­цию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как осо­бый вид земельных правонарушений, не является чисто земельным. Однако он рассматривается в качестве такового, т. к. производственная деятельность таких объектов наносит непоправимый ущерб земле, осо­бенно в сфере сельскохозяйственного производства. Экологическое и земельное законодательство запрещает ввод в эксплуатацию подобных объектов под угрозой административной или уголовной ответственно­сти.

7. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Временно занимаемые земли — это земельные участки, предостав­ляемые в краткосрочное пользование (обычно на срок проведения ра­бот) для выполнения строительных, ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом складирования материалов, перемеще­ния фунтов, устройства временных карьеров и т. д. По миновании на­добности эти земли должны быть приведены в исходное состояние с возмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В практике, однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно или возвращаются в непригодном для использования со­стоянии, что наносит существенный ущерб сельскохозяйственному производству[3] .

Источники


  1. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  2. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

  3. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
  4. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
  5. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
Ответственность за нарушение земельного законодательства рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here