Отличие права хозяйственного ведения от права собственности

Важная информация на тему: "Отличие права хозяйственного ведения от права собственности" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом

В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственника возникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.ст. 294 — 300)

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

>
Право хозяйственного ведения
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право хозяйственного ведения

В составе государственной и муниципальной собственности существуют, с одной стороны, имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), а с другой — имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не связанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этому различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

В первом случае речь идет об осуществлении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права через соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, а в некоторых случаях юридические лица и граждане совершают определенные действия от имени субъекта права собственности — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Во втором случае к осуществлению права государственной и муниципальной собственности подключается дополнительное и вполне самостоятельное звено — юридическое лицо, выступающее в гражданском обороте от своего имени и наделенное либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления над закрепленным за ним государственным и муниципальным имуществом.

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются способами осуществления права государственной и муниципальной собственности.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правом хозяйственного ведения могут наделяться государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме федеральных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, поэтому ст. 216 ГК РФ называет право хозяйственного ведения государственным и муниципальным имуществом вещным правом лиц, не являющихся собственниками. В статье 8 Федерального закона «О введении в действие части первой ГК РФ» говорится, что предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности и основанные на праве полного хозяйственного ведения, должны быть преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидированы.

Право полного хозяйственного ведения ранее строилось по той же модели, что и право собственности. Сейчас права государственного или муниципального предприятия, которому имущество принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, строго ограниченны. Данное обстоятельство объясняется тем, что размер уставного фонда такого предприятия не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях и еще до их регистрации должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный на создание предприятия, обязан в установленном порядке произвести уменьшение уставного фонда. Если же стоимость чистых активов окажется меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Читайте так же:  Как легализовать перепланировку квартиры

Права собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении у хозяйствующего субъекта, заключаются в следующем: решение вопросов создания предприятия; определение предмета и целей его деятельности; решение вопросов реорганизации и ликвидации предприятия; назначение руководителя предприятия; осуществление контроля за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; получение части прибыли от использования, находящегося в хозяйственном ведении предприятия имущества.

В то же время собственник имущества юридического лица, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам государственного или муниципального унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, на собственника может быть возложена дополнительная ответственность по обязательствам предприятия, если его несостоятельность вызвана действиями собственника, а имущества предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Большое правовое значение имеет деление имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на недвижимое и движимое. Предприятие не вправе продавать принадлежащее на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать его в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия его собственника, а движимым имуществом, которое принадлежит предприятию, оно распоряжается самостоятельно, кроме случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. В данном случае у дочернего предприятия возникает вторичное право хозяйственного ведения в отношение переданного ему имущества. На ответственность материнского и дочернего предприятия по обязательствам друг друга распространяются правила п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, материнское предприятие несет дополнительную ответственность по обязательствам дочернего при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана действиями учредившего его предприятия. С другой стороны, если материнское предприятие учредило дочернее, чтобы освободиться от ответственности перед кредиторами, то взыскание может быть обращено и на имущество дочернего предприятия.

Право оперативного управления

В числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК РФ называет также право оперативного управления имуществом. В отличие от права хозяйственного ведения, появившегося в нашем законодательстве сравнительно недавно, право оперативного управления возникло в начале 60-х гг. XX в. В настоящее время правовая характеристика права оперативного управления дана в ст. 296-300 ГК РФ, а также в Указе Президента РФ «О реформе государственных предприятий», постановлении Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода, созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия», постановлении Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов».

В этих нормативных актах закреплен круг субъектов права оперативного управления и установлены пределы и способы его осуществления. Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (ст. 115 и 120 ГК РФ). Казенное предприятие может быть образовано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности по решению Правительства РФ, или на базе собственности, принадлежащей субъектам Российской Федерации, либо муниципальной собственности. Предприятия — носители права оперативного управления могут быть созданы на базе всех допускаемых в Российской Федерации форм собственности.

В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Производимую продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Обязанности казенного завода заключаются в следующем:

  • направлять прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, а оставшуюся прибыль направлять в доход федерального бюджета;
  • представлять уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислениях, предназначенных для обновления основных фондов; возвращать по истечении года в федеральный бюджет неиспользованные бюджетные ассигнования.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, однако не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, а дополнительную ответственность по его обязательствам во всех случаях при недостаточности его имущества несет Российская Федерация как субъект гражданского права (п. 5 ст. 113 ГК РФ). Если казенное предприятие создано на базе собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, дополнительную ответственность несут эти субъекты гражданского права.

Право оперативного управления учреждения, финансируемого собственником, является еще более ограниченным по сравнению с правом оперативного управления казенных предприятий. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении только денежными средствами. Имущество учреждения, независимо от того, учитывается ли оно в составе основных средств или средств в обороте, забронировано от взысканий кредиторов. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств дополнительную ответственность по его обязательствам несет собственник этого юридического лица.

Учреждения являются некоммерческими организациями, однако в соответствии с учредительными документами они могут заниматься коммерческой деятельностью. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. По смете указанные доходы не проводятся, и законом не предусмотрен вопрос о возможности кредиторов обратить взыскание на имущество, приобретенное учреждением за счет дозволенной в учредительных документах коммерческой деятельности.

Читайте так же:  Проверить огрн организации в налоговой инспекции

чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления и права собственности?

чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления и права собственности?

собственность — это отношение к вещи как к своей

оперативное управление и хозяйственное ведение — это когда собственник передал вещь во владение другому лицу, они по своей сути одинаковые, только в оперативном управлении объем полномочий сужен. никакого теоретического различия между правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения нет, они из-за этого и помещены в гк в одной главе

Право оперативного управления. Понятие. Отличие от права хозяйственного ведения

Понятие. Отличие от права хозяйственного ведения. Право учреждения на доходы от разрешенной деятельности.

1. Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения, является ограниченным вещным правом. Главное и единственное принципиальное отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения заключается в содержании этих вещных прав, объеме правомочий обладателей.

Это право имеет еще более узкие пределы имущественной самостоятельности субъектов — оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений.

2. Ограниченность права оперативного управления как вещного права настолько велика, что «оставшиеся» правомочия позволили законодателю использовать конструкцию права оперативного управления для принципиально разных организационно-правовых форм юридических лиц:

а) казенного предприятия и

Хотя по формальным признакам казенное предприятие относится к коммерческим организациям, а учреждение — к некоммерческим, известная имущественная обособленность, обеспечиваемая правом оперативного управления, достаточна для участия этих лиц в экономическом обороте. Особенности учреждения и казенного предприятия как участников гражданских правоотношений рассматривались в главе «Юридические лица».

2. По основаниям возникновения, содержанию и прекращению права оперативного управления принципиальных отличий от права хозяйственного ведения нет. Тем не менее, право оперативного управления имеет и ряд следующих особенностей.

Первая. Право оперативного управления по общему правилу находится в большей «подчиненности» праву публичной собственности. Отношения казенного предприятия (в меньшей степени) или учреждения (в большей степени) с публичным собственником носят разрешительный характер.

Вторая. По общему правилу распоряжение любым имуществом, переданным в оперативное управление, производится только с согласия собственника (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями).

Третья. Правом оперативного управления могут обладать не только исключительно государственные или муниципальные юридические лица, но и учреждения, создаваемые на праве частной собственности.

Четвертая. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3. Право оперативного управления содержит положение о том, что доходы, полученные от разрешенной законом и собственником деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на особом балансе.

В литературе не утвердилось единое мнение о правовой сущности этого правомочия учреждения.

Право учреждения на доходы — это особое вещное право (но в любом случае не право собственности).

(Ю.К. Толстой, В.А. Плетнев и др.)

Право учреждения на доходы является разновидностью вещных прав, прямо поименованных в п. 1 ст. 216 ГК, — это или «суженное» право хозяйственного ведения, или «расширенное» право оперативного управления.

Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной деятельности, обладает всеми признаками ограниченного вещного права и, следовательно, можно признать его таковым, наряду с сервитутом, правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления.

Литература

Аскназий С.И. Проблема вещных и обязательственных прав в гражданском праве // Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М.: Статут (серия «Классика российской цивилистики»), 2008.

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность // Избранные труды по гражданскому праву: в 2 т. Т. 2. М.: Статут (серия «Классика российской цивилистики»), 2004.

Копылов А.В. Строение на чужой земле: от суперфиция до права застройки // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995.

Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб., 2004.

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. 1: Вотчинные права. М.: Статут (серия «Классика российской цивилистики»), 2002.

Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000.

Суханов Е.А. Понятие и виды ограниченных вещных прав // Вестник Московского университета. Серия «Право». 2002. N 4.

Суханов Е.А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. 2006. N 12.

Толстой Ю.К. Собственность и оперативное управление // Проблемы гражданского права. Л., 1987.

Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8.

Глава 22. Право собственности и иные вещные права на земельные участки

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 991 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право хозяйственного ведения —

основанное на праве собственности вещное право юридического лица-несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним в установленном порядке имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.

Субъектами рассматриваемого права выступают унитарные предприятия, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица (об унитарных предприятиях см. ст.113 ГК), а также созданные ими дочерние предприятия (см. п.7 ст.114 ГК) и государственные концерны.

Собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, могут быть Республика Беларусь (ч.2 п.2 ст.113 ГК), административно-территориальные единицы Республики Беларусь (ч.3 п.2 ст.113 ГК), юридические и физические лица (ч.4 п.2. ст 113 ГК). Имущество унитарного предприятия может находится в совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства либо юридического лица (ч.4 п.2 ст.113 ГК).

Объектом права хозяйственного ведения является комплекс имущества, которое в установленном порядке закреплено за носителями этого права.

Читайте так же:  Кто присылает квитанции за квартиру

Содержание права хозяйственного ведения составляют правомочия владения, пользования и распоряжения указанным комплексом имущества.

Унитарное предприятие – обладатель права хозяйственного ведения может владеть, пользоваться и распоряжаться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению, но в пределах, определяемых законодательством.

Пределы распоряжения имуществом унитарного предприятия устанавливаются в зависимости от отнесения его к недвижимым или движимым вещам. Так, без согласия собственника унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ и т.п. (п.3 ст.276 ГК). Если собственником выступает государство, соответствующее разрешение дается уполномоченными государственными органами.

Имуществом, не относящимся к категории недвижимого, унитарное предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества. Например, автотранспортные средства общего пользования, которые согласно п.п. 1 и 2 ст.130 ГК не считаются недвижимым имуществом, могут отчуждаться, если они являются республиканской собственностью, с согласия республиканских органов государственного управления или объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в ведении которых находятся соответствующие юридические лица (п.1.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.92 г. № 715 «О пределах распоряжения государственным имуществом»[58]).

Некоторые виды сделок по распоряжению имуществом УП не вправе совершать даже с согласия собственника. к ним относятся:

— дарение имущества другим коммерческим организациям (п.4 ст.546 ГК);

— передача имущеёства в безвозмездное пользование собственнику и руководителю данного УП (п.2ст.644 ГК);

— передача имущества в доверительное управление (п.3 ст.896 ГК);

— отчуждение субъектам права собственности имущества, указанного в Законе Республики Беларусь от 5 мая 1998г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства»[59];

— залог имущества согласно Перечню государственных предприятий, организаций, учреждений и государственного имущества, которые не могут являться предметом залога, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 16.07.1997г.[60]

Право оперативного управления

можно определить как основанное на праве собственносёти вещное право юридического лица-несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами права оперативного управления выступают две группы юридических лиц, различных по направленности деятельности. Это, во-первых, казенные предприятия, являющиеся видом унитарных и относящиеся к коммерческим организациям (о них см. ст.115 ГК) и, во-вторых, учреждения как вид некоммерческих юридических лиц (см. ст.120 ГК).

Объект рассматриваемого права составляет комплекс имущества, закрепленного за указанными юридическими лицами, но по структуре он неодинаков в зависимости от того, идет ли речь о коммерческих или некоммерческих организациях.

Содержание права оперативного управления состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Однако объем этих правомочий и их реализация обусловлены определенными пределами:

а) предписаниями законодательства, что можно рассматривать как общую границу установления и осуществления указанных правомочий;

б) целями деятельности соответствующего юридического лица;

в) заданиями собственника;

Видео (кликните для воспроизведения).

г) назначением имущества.

Три последних фактора являются специальными границами, поскольку не могут быть одинаковыми для всех носителей права оперативного управления. Таким образом, объем правомочий в составе права оперативного управления уже не только объема одноименных правомочий собственника, но и носителя права хозяйственного ведения.

Особенно это сказывается на правомочии распоряжения. Как казенное предприятие, так и учреждение могут распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом только с согласия его собственника (ст.ст.278 и 279 ГК), причем независимо от принадлежности его к недвижимому или движимому.

Узок объем самостоятельности носителей права оперативного управления в распоряжении имуществом. Так, применительно к казенному предприятию оно ограничивается только возможностью реализации производимой продукции. Учреждение же, которое в соответствии с учредительными документами получило право осуществлять деятельность, приносимую доходы, может самостоятельно распоряжаться как этими доходами, так и приобретенным на них имуществом. Это имущество должно учитываться на отдельном балансе (п.2 ст.279 ГК 1998 г.).

[3]

В ГК 1998 г. более широко очерчены права собственника в отношении имущества, переданного в оперативное управление юридическим лицам. Так, он может изъять как у казенного предприятия, так и у учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п.2 ст.277 ГК); применительно к казенному предприятию собственник вправе определять порядок распределения его доходов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9053 —

| 7260 — или читать все.

Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 136. Право хозяйственного ведения

1. Право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества с согласия собственника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

2.Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и сохранением принадлежащего ему имущества непосредственно или через уполномоченный им орган, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.

3. Относительно защиты права хозяйственного ведения применяются положения закона, установленные для защиты права собственности. Субъект предпринимательства, осуществляющий хозяйственную деятельность на основе права хозяйственного ведения, имеет право на защиту своих имущественных прав также от собственника.

1. Вместе с правом собственности ХК Украины закрепляет институт права хозяйственного ведения и права оперативного управления, в отличие от ГК Украины, который выделяет лишь право собственности и другие вещные права на чужие вещи. В соответствии с частью 1 ст. 133 ХК Украины основу правового режима имущества субъектов хозяйствования, на которой базируется их хозяйственная деятельность, составляет право собственности и другие вещные права — право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также право оперативного использования имущества.

Читайте так же:  Дивиденды сколько процентов подоходный налог

На современном этапе развития Украины с целью эффективного и рационального использования государственного имущества не следует безоговорочно отказываться от права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поскольку продолжают существовать государственные и казенные предприятия. Отказ от этих институтов может привести к непредсказуемым последствиям в государственном секторе экономики. Учитывая такие обстоятельства, законодатели не исключали право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Право полного хозяйственного ведения — это право юридического лица владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, которое предоставлено ему собственником для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 37 Закона «О собственности» имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, на основе которого предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершая относительно него любые действия, не противоречащие закону и целям деятельности предприятия. К праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если другое не установлено законодательными актами Украины.

Таким образом, появление этой правовой категории обусловлено необходимостью разграничения права собственности государства и права государственного предприятия относительно выделенного ему имущества.

При сравнении права полного хозяйственного ведения с правом собственности привлекает внимание идентичность их содержания: как в одном, так и в другом случае субъект соответствующего права имеет правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Отличие заключается в первую очередь в характере прав.

Право собственности является основным, самостоятельным правом, в то время как право полного хозяйственного ведения вторично и зависит от права собственности. Если право собственности может существовать без права полного хозяйственного ведения, то последнее не возможно без права собственности.

2-3. Вторичным характером права полного хозяйственного ведения обусловлены и такие его ограничения: собственник может контролировать использование имущества путем аудиторских и других проверок; получать долю прибыли от использования этого имущества; принимать решение о ликвидации или реорганизации юридического лица, в полное хозяйственное ведение которого было предоставлено имущество и т. п.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Собственность и право собственности. Правомочия собственника, их содержание и осуществления.

Способы и формы защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав.

Самозащита гражданских прав — один из способов защиты гражданских прав, при котором субъект гражданского права защищает себя собственными действиями, без обращения в суд или иной орган, осуществляющий защиту гражданских прав.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Собственность – совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.

Под правом собственности понимается мера дозволенного поведения лица по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Объектом права собственности могут быть все материальные объекты окружающего нас мира, которые именует вещами:

· земля и другие природные ресурсы;

Объектами права собственности могут быть нематериальные объекты.

В содержание права собственности входит триада полномочий собственника:

· владение (хозяйственного господства собственника над его имуществом);

· пользование (возможность извлекать из имущества его полезные свойства);

· распоряжение (определять юридическую судьбу имущества посредством совершения разного рода сделок).

Обязанности собственника:

· действия собственника не должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц;

· собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и, прежде всего, обязан платить установленные государством налоги на имущество и другие обязательные платежи, если иное не установлено законом или договором;

· собственник несет риск случайной гибели принадлежащего ему имущества вследствие естественных причин (износ, использование и т.д.) и воздействия стихийных и других неблагоприятных внешних факторов, если иное не установлено законом или договором.

Способы прекращения права собственности:

· осуществляемые по воле собственника (например, заключение договора о продаже имущества);

· осуществляемые помимо воли собственника.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

· обращение взыскания на имущество по обязательствам;

· отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

· отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка;

· выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей, домашних животных;

· реквизиция (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества);

· выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда;

[1]

· изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства;

· прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение;

· национализация (обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков);

· изъятие контрафактной продукции, а также оборудования и материалов для изготовления такой продукции.

49. Ограниченные вещные права: понятие и виды.

Ограниченное вещное право — устойчивое право на использование чужой собственности, защищаемое против всех третьих лиц и имеющее ограниченное по сравнению с правом собственности содержание.

[2]

Основные черты ограниченных вещных прав:

· круг и содержание ограниченных вещных прав определены законом и не могут по усмотрению носителей этих прав расширяться;

· ограниченные вещные права, как правило, возникают в отношении недвижимого имущества;

· в своем возникновении и содержании ограниченные вещные права производны и зависимы от права собственности на соответствующий материальный объект;

· сохранение ограниченных вещных прав даже в случае смены собственника соответствующего имущества;

· наличие ограниченного вещного права дает его обладателю основание предъявить вещный иск в случае нарушения его права, что сближает такие права с правом собственности.

Читайте так же:  Какие вещи не подлежат возврату в магазин

Право хозяйственного ведения – ограниченное вещное право, которое признается за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и состоит во владении, пользовании и распоряжении имуществом, полученным этими субъектами гражданского права от их собственника — РФ, ее субъекта или муниципалитета.

В своем содержании право хозяйственного ведения шире права оперативного управления.

Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении:

· собственник решает вопросы создания предприятия;

· определяет предмет и цели деятельности предприятия;

· решает вопросы реорганизации и ликвидации;

· осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;

· вправе получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника.

Движимым имуществом носитель права хозяйственного ведения распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ:

· движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия (сделки, совершенные с нарушением этого требования, являются ничтожными);

· согласие собственника требуется на совершение сделок о предоставлении займа, поручительства, получении банковских гарантий, уступке требований, переводе долга, а также заключение договора простого товарищества и других;

Право оперативного управления — ограниченное вещное право, которое предоставлено казенным государственным предприятиям и учреждениям; право казенного предприятия или учреждения осуществлять в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право оперативного управления используется в сфере отношений как государственной, так и частной собственности.

Полномочия носителя права оперативного управления имеют рамки и могут определяться заданиями собственника, который вправе изымать имущество, переданное в оперативное управление, и распоряжаться им по своему усмотрению.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 3411 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема данной курсовой работы раскрывает соотношение права собственности и права хозяйственного ведения.

Право собственности — центральный и важнейший институт в системе вещных прав, нормы которого отражают и одновременно закрепляют существующий в государстве социально-экономический строй и господствующие в нем общественные отношения.

Право собственности существует практически на протяжении всей истории человечества в той или иной форме. На протяжении многих столетий право собственности изменялось, преобразовывалось и совершенствовалось. Право собственности появилось гораздо раньше, чем сама государственность. Еще присвоение древними людьми добычи, выражало возникновение у них права собственности на нее.

В настоящее время проблема возникновения права собственности достаточно хорошо изучена. Сейчас гражданское законодательство полностью регулирует отношения собственности.

Собственность — это отношение среди граждан по поводу вещей, в котором происходит разделение на две стороны: «мое» — сторона собственника, который относится к вещи как к своей собственной, и «чужое» — сторона не собственника, который обязан относится к данной вещи как к чужой. Это значит, что третьи лица должны воздерживаться от посягательств на вещь.

Содержание собственности раскрывается благодаря отношениям и связям собственника с другими людьми в процессе потребления, производства, обмена и прочего, в отношении имущества собственника.

Право собственности является главным имущественным отношением и занимает такое главенствующее положение, при котором все остальные вещные права (оперативное управление, хозяйственное ведение) являются производными от него.

В данной курсовой работе мы рассмотрим одну из производных права собственности — право хозяйственного ведения, а также соотношение данного права с правом собственности.

Право хозяйственного ведения — производное от права собственности вещное право юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Право хозяйственного ведения гораздо уже права собственности, так как ограничены права правообладателя в отношении имущества в части распоряжения и пользования им. Субъектами права хозяйственного ведения выступают только государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Тема данной курсовой работы особенно актуальна и значима в настоящее время, так как происходит совершенствование права, его рост, в результате регулирования права законодательством.

Целью курсовой работы является раскрытие понятий права собственности и права хозяйственного ведения и их соотношения.

Для преодоления вышеназванной цели необходимо преодолеть нижеизложенные задачи:

  • — краткая характеристика истории возникновения права собственности;
  • — общая характеристика права собственности и права хозяйственного ведения;
  • — раскрытие понятий права собственности и права хозяйственного ведения;
  • — исследование способов приобретения и прекращения права собственности и права хозяйственного ведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для исследования права собственности и права хозяйственного ведения применялись следующие методы познания:

  • — метод системного анализа;
  • — историко-правовой;
  • — формально-логический;
  • — сравнительно-правовой.

Источники


  1. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.

  2. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  3. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.
  4. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
  5. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
Отличие права хозяйственного ведения от права собственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here