Место нахождения юридического лица определяется

Важная информация на тему: "Место нахождения юридического лица определяется" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Место нахождения юридического лица определяется

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должны ли совпадать место нахождения юридического лица («юридический» адрес) и «почтовый» адрес?

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический. «, «почтовый. » и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический. » и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/[email protected] «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Читайте так же:  Раздел наследуемого имущества через суд

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Место нахождения юридического лица определяется

Дата публикации 22.12.2015

Место нахождения и адрес юридического лица

Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.

Место нахождения юридического лица

Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать «город Москва» или «городской округ Химки, Московская область» (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ. Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.

Адрес юридического лица

Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.

Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устав ООО должен содержать его место нахождения.

Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Действующее законодательство не содержит определений «юридического адреса» и «фактического адреса» организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия «место нахождения» и «адрес» организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является «юридическим», а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – «фактическим».

Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

  • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
  • риск ликвидации организации.

Как следует из п. 2 ст. 51 ГК РФ, в отношениях с другими лицами юридическое лицо не имеет права ссылаться на неверность указанных в ЕГРЮЛ данных, поскольку подразумевается, что эти данные верны, следить за их правильностью должна сама организация. Исключение составляют случаи, когда неверные данные были внесены в реестр в результате чьих-либо неправомерных действий. Если же неверно указанные в реестре сведения (в том числе адрес) стали причиной причинения убытков третьим лицам, придется возместить такие убытки (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Читайте так же:  Где взять кадастровую стоимость квартиры

Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Когда нужно менять адрес или место нахождения

Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в едином государственном реестре юридических лиц.

Комментарий к статье 54 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена наименованию и месту нахождения ЮЛ, которые индивидуализируют ЮЛ (ср. ст. 19 и ст. 20 ГК), а потому должны указываться в его учредительных документах (абз. 1 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК). Наименование всякого ЮЛ должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, общественная организация или акционерное общество), а наименования ЮЛ, обладающих специальной правоспособностью (некоммерческих организаций, унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций в силу закона), — также указание на характер их деятельности (п. 1 ст. 54). Некоммерческие организации имеют наименование, коммерческие организации должны иметь особое — фирменное — наименование (фирму).

2. К фирме закон предъявляет особые требования (п. 4 ст. 54, подробнее — п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113 ГК). Права на фирму начиная с 1 января 2008 г. определяются правилами разд. VII ГК (см. § 1 гл. 76); фирмы, не соответствующие правилам § 1 гл. 76 ГК, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов ЮЛ (ст. 14 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Фирма обязательно определяется в учредительных документах коммерческой организации и включается в ЕГРЮЛ при регистрации данной организации (п. 1 ст. 1473 ГК). Включение фирмы — коммерческой организации в ЕГРЮЛ определяет момент возникновения и условие существования исключительного права на фирму и защиты данного права (ст. 1474 ГК). Исключительное право на фирму означает юридическую монополию коммерческой организации на использование данного средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (в том числе его указание в рекламе, вывесках, бланках, счетах, иной документации) (п. 1 ст. 1474 ГК). Юридическое лицо помимо индивидуализирующего его в гражданском обороте наименования (в том числе фирмы) может иметь и другие средства индивидуализации (в том числе являющиеся объектом его исключительных прав товарные знаки и знаки обслуживания — ст. ст. 1477 — 1515 ГК, коммерческие обозначения — ст. ст. 1538 — 1541 ГК).

Читайте так же:  Земельный налог узнать задолженность по фамилии

3. Место нахождения ЮЛ определяется местом его регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ без доверенности (п. 2 ст. 54). Отсюда место нахождения органа ЮЛ (см. коммент. к ст. 53 ГК) предрешает место регистрации ЮЛ (см. коммент. к ст. 51 ГК), а та, в свою очередь, — место нахождения ЮЛ.

Другой комментарий к статье 54 ГК РФ

1. Закон требует, чтобы каждое юридическое лицо имело свое наименование, индивидуализирующее его среди прочих организаций. Указание на его организационно-правовую форму сразу же дает знать об основных признаках организации — является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т.д.

Судебная практика рекомендует учитывать указание на организационно-правовую форму при решении вопросов о наличии сходства либо различия каждого фирменного наименования, возможности их смешения и введения в заблуждение потребителя. Законы об отдельных видах юридических лиц, в т.ч. нормы ГК, требуют включать дополнительные сведения в наименования юридических лиц соответствующего вида (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115, п. 3 ст. 116, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121). Обязательность указания на характер деятельности установлена для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью.

ГК не запрещает учредителям включать в наименование юридического лица сведения, не предусмотренные законом, различные аббревиатуры и т.п. При этом, однако, действуют определенные ограничения. Так, Закон о биржах запрещает включать в наименование организаций, не удовлетворяющих требованиям этого Закона, термины «биржа» или «товарная биржа» в любом словосочетании. Аналогичное правило применительно к термину «банк» содержит Закон о банках. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 14.02.92 N 2355-1 (Ведомости РФ, 1992, N 10, ст. 470) наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях любых организаций и структур, за исключением общественных и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства РФ и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации.

2. Пункт 4 комментируемой статьи содержит специальные правила об обязательном фирменном наименовании коммерческой организации. Оно подлежит специальной регистрации согласно закону и иным правовым актам, которые должны определить и порядок пользования фирменным наименованием. Однако пока такого закона нет, фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов (п. 3 данной статьи и п. 2 ст. 52 ГК), как и у прочих некоммерческих юридических лиц.

С момента регистрации у коммерческой организации возникает то исключительное право на фирму (фирменное наименование), о котором говорит абз. 2 п. 4 комментируемой статьи. Только правообладатель вправе использовать фирменное наименование на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и любым иным не запрещенным законом способом.

Фирменное наименование, будучи средством индивидуализации его обладателя, приравнено ст. 138 ГК к объектам исключительного права и может быть использовано только с согласия правообладателя. Частным случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинг), предусмотренный ст. 1027 ГК. Указанные в п. 4 комментируемой статьи последствия нарушения исключительного права на фирменное наименование конкретизируют общие нормы о защите гражданских прав (ст. 12 ГК). Закон о конкуренции признает недобросовестной конкуренцией самовольное использование чужого фирменного наименования, если оно направлено на приобретение хозяйствующим субъектом преимуществ в предпринимательской деятельности и может причинить или причинило убытки его конкурентам — хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации. Россия является участницей Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г., согласно ст. 8 которой фирменное наименование охраняется во всех странах-участниках без обязательной подачи заявок или регистрации.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Наименование некоммерческого юридического лица и его регистрация не создают, в отличие от фирменного наименования коммерческой организации, исключительного права его носителя; на него не распространяется действие п. 4 комментируемой статьи. Но ст. 152 ГК, обеспечивающая любому юридическому лицу защиту его деловой репутации (доброго имени), включая возмещение причиненных убытков, создает возможность косвенной защиты и наименования.

Конечно, распространение сведений, подрывающих деловую репутацию, и использование чужого имени или наименования — не одно и то же, но и само использование чужого имени может при определенных условиях подрывать деловую репутацию его законного носителя. Заслуживающие уважения и защиты интересы и репутация некоммерческой общественной, культурной, профессиональной, политической организации могут быть существенно умалены самим фактом выступления кого-то другого под тем же наименованием. Неясно, почему в этом вопросе проведено столь существенное различие между коммерческими и некоммерческими организациями. Не исключено, что судебная практика подвергнет правила о защите фирменного наименования расширительному толкованию.

4. Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение; им определяется решение многих вопросов, например место исполнения обязательства, в котором участвует юридическое лицо (ст. 316 ГК), подсудность споров, место уплаты налогов.

Пункт 2 комментируемой статьи определяет место нахождения юридического лица. Им признается место его государственной регистрации, т.е. место постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 5.2 коммент. к ст. 51).

Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей допускает перерегистрацию юридического лица но причине изменения его места нахождения, которое может быть вызвано, в частности, изменением места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (см. п. 5.2 коммент. к ст. 51).

5. Формально неотмененное Положение о фирме 1927 г. фактически утратило силу, поскольку его содержание перекрыто нормами ГК.

Энциклопедия решений. Место нахождения, адрес юридического лица

Место нахождения, адрес юридического лица

Читайте так же:  Публичная кадастровая стоимость недвижимости

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе (за исключением случая, когда юридическое лицо действует на основании типового устава) и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

C 1 сентября 2014 г. (в соответствии с изменениями, внесенными в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ), определяя свое место нахождения в учредительном документе, юридическому лицу достаточно указать наименование населенного пункта (муниципального образования), в котором будет находиться его постоянно действующий орган, при его отсутствии — орган или лицо, уполномоченное выступать от его имени в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Однако одновременно в законодательство введено понятие «адрес юридического лица». Исходя из содержания п. 3 ст. 54 ГК РФ под адресом юридического лица понимается адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения. Таким образом, адрес юридического лица подразумевает указание почтового индекса, наименования населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, офиса (квартиры).

Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительных документах, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ.

С 29.12.2015 уточнено, что адрес юридического лица, указываемый в ЕГРЮЛ, должен быть в пределах места нахождения юридического лица, содержащегося в учредительных документах юридического лица (за исключением случая использования типового устава) (п.п. 3, 5 ст. 54 ГК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац второй п. 3 ст. 54 ГК).

В ранее сложившейся практике (до 01.09.2014) было принято разделять:

— юридический адрес (указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ);

— фактический адрес юридического лица (где в действительности ведется его финансово-хозяйственная деятельность).

В настоящее время также место нахождения юридического лица и его адрес могут не совпадать с адресом, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.) (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории РФ сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (абзац третий п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Так как место нахождения юридического лица подлежит указанию в учредительном документе, решение вопроса об определении места нахождения (месте нахождения единоличного исполнительно органа) будет относиться к компетенции общего собрания участников (п. 2 ст. 65.3 ГК РФ).

Адрес юридического лица не подлежит обязательному включению в учредительные документы, его определение специально не отнесено законодательством к компетенции какого-либо органа юридического лица. Поэтому, по общему правилу, решение вопроса об определении адреса юридического лица будет относиться к компетенции единоличного исполнительного органа, если уставом не предусмотрено иное (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).

Об изменении своего места нахождения или адреса юридическое лицо должно сообщить в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).

С 1 января 2016 в связи с вступлением в силу отдельных положений Федеральных законов от 30.03.2015 N 67-ФЗ и от 29.06.2015 N 209-ФЗ изменился порядок смены места нахождения юридического лица (п. 6 ст. 17 Закона о госрегистрации).

Регистрирующий орган обязан проверять достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, и может отказать в регистрации, если у него имеется подтвержденная информация о недостоверности места нахождения или адреса данного юридического лица (п. 5 ст. 51 ГК РФ, пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

Законодательством не установлены какие-либо требования к срокам внесения юридическими лицами, созданными до 1 сентября 2014 г., сведений об их адресе в ЕГРЮЛ.

Кроме того, существующие в настоящее время формы заявлений, используемые для государственной регистрации юридических лиц (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]), содержат только раздел «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом», что не позволяет разделить место нахождения и адрес юридического лица в понимании ст. 54 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.

Ранее в правоприменительной практике сложился подход, основанный на положениях пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, п. 2 ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (например, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Читайте так же:  Является ли решение суда правоустанавливающим документом

Возможно, до урегулирования расхождений существующих сейчас регистрационных форм и изменившегося с 01.09.2014 законодательства будет использоваться сложившийся ранее подход: до внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в качестве такого будут использоваться имеющиеся в реестре сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Телефон в Санкт-Петербурге:

пон-вскр с 8:00 до 20:00

Офисы почти
во всех районах города
Заказать обратный звонок

Телефон в Санкт-Петербурге:

пон-вскр с 8:00 до 20:00

Офисы почти
во всех районах города
Заказать обратный звонок

Юридические услуги:

Бухгалтерские услуги:

Полезные Статьи о регистрации ООО, ИП и др. от компании «Успешный Старт»

Место нахождения и адрес юридического лица. когда он требуется.

Место нахождения и адрес юридического лица

Законодательство Российской Федерации не содержит таких понятий как «юридический адрес организации» и «фактический адрес организации».

Установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (как правило, гендиректора), указанного учредителями в заявлении о госрегистрации.

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Место нахождение юридического лица (конкретный адрес) указывается в его уставе и в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛе). Вот этот адрес на практике и называют «юридическим адресом».

[2]

Место нахождения юридического лица (соискателя лицензии или лицензиата) может совпадать или не совпадать с местом осуществления лицензируемого вида деятельности.

Юридический адрес требуется в случаях:

— открытия расчетного счета в банке (при открытии расчетного счета может потребоваться копия договора аренды нежилого помещения для подтверждения юридического адреса);

[3]

— получения уведомлений об уплате налогов, иной официальной корреспонденции (при направлении официальной корреспондеции на данный адрес нельзя ссылаться на то, что фактически по юридическому адресу деятельность не ведется, некому принимать корреспонденцию и поэтому она не была получена);

— по данному адресу к юрлицу приходят должностные лица органов власти в целях различного рода проверок.

При заключении юрлицом договоров в них можно указывать не только место нахождения юрлица по документам, но также и адрес для получения корреспонденции по данному договору (почтовый адрес).

Адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, при этом регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать такой отказ.

Обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности юридического адреса перечислены в п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 61.

При рассмотрении споров о признании незаконными действий регистрирующего органа, внесшего по своей инициативе изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта РФ, арбитражным судам следует учитывать, что надлежащим адресом юридического лица является адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.

Место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах, определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

Перечень правовых актов по данному вопросу

Статья 54 Гражданского кодекса РФ;

статья 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

[1]

статья 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»;

Письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088 «О выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица».

Положения о месте нахождения отдельных видов юрлиц:

1. Унитарного предприятия — часть 2 статьи 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»,

2. Садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения — часть 2 статьи 5 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»,

3. Общества с ограниченной ответственностью — часть 2 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,

4. Некоммерческой организации — часть 2 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Акционерного общества — часть 2 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Источники


  1. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  2. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.

  3. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Место нахождения юридического лица определяется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here