Государственная земельная собственность существует в следующих видах

Важная информация на тему: "Государственная земельная собственность существует в следующих видах" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Государственная земельная собственность существует в следующих видах

1. Административная ответственность за самовольное занятие объекта нежилого фонда на граждан:
от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда

2. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее.
30 дней со дня вступления постановления о.

3. В зависимости от численности населения города подразделяются на:
сверхкрупные, крупные, большие, средние, малые поселки, крупнейшие

4. В качестве обязательных элементов в условном номере присутствует.
номер части объекта недвижимости

5. В области земельного правопорядка осуществляет функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
регистрационная служба в структуре Министерства юстиции

6. В пограничную зону не включаются территории:
активного водопользования
домов отдыха
лечебно-оздоровительных учреждений
мест массового отдыха
мест традиционного массового пребывания граждан
населенных пунктов
отправления религиозных обрядов

7. В РФ абсолютных (неограниченных) собственников земли:
нет

8. В случае совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на указанный объект регистрируется на основании.
документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества

9. В состав земель для пользования недрами входят:
земли для геологического изучения недр
земли для добычи полезных ископаемых
земли для образования особо охраняемых геологических объектов
земли для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

10. В Федеральной собственности находятся земельные участки:
на которые право собственности Российской Федерации возникло при разграничении государственной собственности на землю
признанные таковыми федеральными законами
приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством

11. В целях обеспечения деятельности организаций в объектах энергетики могут предоставляться земельные участки для:
атомных станций
гидроэлектростанций
других электростанций
наземных сооружений кабельных линий электропередач
подстанций
пунктов хранения радиоактивных материалов и радиоактивных веществ
размещения воздушных линий электропередач
распределительных пунктов
тепловых станций
хранилищ радиоактивных отходов
ядерных установок

12. В целях обеспечения обороны предоставляются земельные участки для:
воинских формирований, других войск
проведение учений и иных мероприятий
разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов
создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационным резервах
строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск

13. Вещными правами на землю являются:
право временного пользования
право пожизненного наследуемого владения
право собственности
сервитут

14. Включены в перечень распорядительных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления следующие пункты:
право на выкуп земельных участков
право на изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

15. Внесение земельных участков, представленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта:
не допускается

Государственная земельная собственность существует в следующих видах

166. Состав документов государственного земельного кадастра устанавливается.
федеральным органом исполнительной власти

167. Ставки уплаты налога с подаренного или унаследованного имущества определяются.
степенью родства и стоимостью имущества

168. Стоимость земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, определяется:
исходя из выкупа земельных участков, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации

169. Субъектами земельных правоотношений — несобственниками земельных участков являются:
землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитутов

170. Субъектами земельных правоотношений могут быть:
граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования

171. Субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями вопросы о разграничении государственной собственности на землю разрешаются:
заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур
судом, в случае недостижения согласованного решения

172. Субъекты правоотношений по использованию сельскохозяйственных земель:
обладают относительной самостоятельностью

173. Существуют следующие виды государственного мониторинга земель:
локальный
региональный
федеральный

174. Существуют следующие формы собственности на землю:
частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности

175. Территория дендрологического парка и ботанического сада подразделяется на:
экспозиционную, научно-экспериментальную, административную

176. Указы Президента в области регулирования земельных отношений должны соответствовать таким нормативно-правовым актам, как:
Конституция РФ
федеральный закон
федеральный конституционный закон

177. Управленческий контроль — это:
систематическая, конструктивная деятельность руководителей, органов управления, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному

178. Устав единого хозяйствующего АО «Российские железные дороги» утверждает:
Правительство Российской Федерации

179. Установлены следующие виды земельных сервитутов:
частный, публичный

180. Установлены следующие виды земельных споров:
споры о признании права на земельный участок; о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного субъекта земельного правоотношения или воздержания от его исполнения; споры об изменении или прекращении земельных правоотношений

3 формы собственности на земельные участки

Каждый гражданин вправе иметь в своей собственности земельные участки. Поэтому, чтобы более детально разобраться в том, какой землёй можно владеть, нужно понимать, какие существуют формы собственности на землю и чем они отличаются. Такое понимание и детальное объяснение даёт земельное законодательство, которое предусматривает разные формы отношений относительно земли.

Читайте так же:  Охранная зона кабеля связи в земле

Понятие «собственность» означает условие, позволяющее обеспечить экономическое и социальное равноправие не только отдельного человека, но и страны в целом. Законодательно принять выделять формы и виды собственности на разные земельные участки.

Человек может владеть разным имуществом:

  1. Участком.
  2. Домом.
  3. Автомобилем.
  4. Заводом и так далее.

Однако неважно, чем именно владеет индивид, в большинстве случаев все вещи принадлежат на праве собственности.

Право собственности на землю – это форма социального взаимодействия, регулируемая отраслями права, занимающимися земельными участками.

Формы и виды собственности на земельные участки могут видоизменяться. Изменения происходят из-за появления и угасания определённых нужд, связанных с экономической деятельностью государства. К примеру, в одном случае при определённой экономической и общественной обстановке участок земли характеризуется как муниципальная территория, а в другой период времени, с изменением устройства государства, происходят изменения в сторону более частного пользования.

Согласно закону территория может находиться в трёх основных формах владения. Закон распространяется и на природные ресурсы.

Современное право разделяет следующие формы земельного владения:

  1. Правительственная (земли, принадлежащие исключительно государству).
  2. Муниципальная (территории, направленные на улучшение жилищных условий, предоставление досуга и прочих целей, направленных на упрощение жизни).
  3. Частная (территория принадлежит отдельному гражданину, являющемуся частным и единоличным собственником).

Правительство выделяет три основополагающие формы владения земельными участками, однако у каждой из форм имеются свои подформы, нюансы, правила и исключения из правил.

Муниципальное владение территорией

Землями муниципальной собственности:

  1. Детские сады.
  2. Школы.
  3. Больницы.
  4. Мэрия.
  5. Улицы.
  6. Парки.
  7. Дороги и так далее.

Также к землям муниципальной власти, кроме вышеперечисленных объектов, относятся территории, которые обеспечивают работоспособность и возможность обслуживания граждан коммунальными службами. Муниципальным территориям свойственно прохождение специализированной регистрации.

Для улучшений условий жизнедеятельности либо по другим причинам территории, принадлежащие государственной власти, могут перейти в использование к муниципальной власти.

Также участки муниципальной собственности могут расширяться за счёт выкупа территорий у граждан РФ, подписании гражданином дарственной на территорию или отказа от участка.

Основной задачей муниципальных земель является удовлетворение нужд гражданина, улучшение условий жизнедеятельности и повышение комфортности существования. Поскольку муниципальная собственность преследует более узкоспециализированные задачи в сравнении с государственной, большое внимание в распределении земельных участков уделяется именно госсобственности.

Муниципальные земли способны удовлетворить нужды населения, благодаря узкоспециализированной направленности, в то время как государственная собственность призвана решать многие глобальные проблемы населения. Соответственно нужда в разных земельных участках возрастает.

Распределением земель, относящихся к муниципальной собственности, занимается местный орган государственной власти. Целью процесса перераспределения территория является улучшение жилищных условий граждан, поиск более выгодных применений относительно земли как для отдельных граждан, так и для города/страны в целом.

Распределение земли в городских пунктах осуществляется по средствам аренды территории и предоставления права арендовать помещения либо участок. В малонаселённых пунктах земельные участки могут распределяться между субъектами Российской Федерации для осуществления специализированных целей. К таким целям относятся: воздвижение гаражных построек, индивидуального жилого помещения, а также озеленения территории. Озеленение производится силами местных садоводов и волонтёров.

Государственная земля

П. 1, ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что государственная собственность подразделяется на два подвида:
  1. Территории Российской Федерации (непосредственно государства).
  2. Земли субъектов РФ.

Имущество, не находящееся и принадлежащее муниципальной власти, гражданскими и юридическими лицами, относится к государственной собственности.

Существует закон, необходимый для распределения правительственной собственности, в частности, государственной земли.

Целью закона является разграничение территорий Российской Федерации на типы земель:

  • правительства (страны, государства);
  • субъектов государства (граждан, проживающих на территории страны и за её пределами);
  • городские (необходимые для обеспечения работоспособности города, так называемые – муниципальные земли).

Земли федеральной собственности имеют регламентированный правовой режим. Как правило, федеральные земли ничем не задействованы до момента перехода в личное пользование.

Таким образом, если на территории Российской Федерации имеется земля, никому не принадлежащая и никем не используемая, она переходит в права собственности РФ до момента присвоения участку хозяина.

К территориям, принадлежащим субъектам Российской Федерации, но не относящимся к частным лицам (другими словами, к лицам, являющимися правительственными или государственными деятелями), относятся следующие категории земель:
  1. Застроенные недвижимым имуществом.
  2. Правительственных организаций, учреждений, центров.
  3. Участки, относящиеся к особо охраняемым типам объектов.
  4. Водные участки, так называемые земли водного типа (дамбы, проливы, искусственные водоёмы и так далее).
  5. Территориальные участки, подверженные первичному или повторному распределению.

Список не полный, законодатель выделяет и другие категории.

Факторы, оказывающие влияние на распределение государственных земель:

  1. Законы государства.
  2. В спорных ситуациях приоритет отдаётся государственным органом власти. Аргументируется это тем, что государственные деятели способны более продуктивно распоряжаться территориями, нежели собственники.
  3. Приобретение прав на владение территорией в процессе разграничения земель, является безвозмездным

В процессе разделения земельных участков органы, осуществляющие эти процессы, обязаны исходить из правил честности, публичности и справедливости.

Право владения

Абсолютно каждый человек, являющийся законопослушным гражданином, имеет право приобретать, использовать и продавать землю государства. Также разрешается использовать все виды природных ресурсов, находящиеся на площади участка (над или под землёй).

Однако лишь в том случае, если процесс и методы использования природных ресурсов не противоречат принятым законам государства как уголовного, административного характера, так и земельного кодекса, некоторые территории могут находиться в общей собственности. В таком случае владельцами являются два или более граждан.

Существует две формы оформления имущества в отношении нескольких владельцев. Территории можно оформить частично и цельно. Частичное разделение имущества между собственниками – в таком случае каждому гражданину полагается определённая часть от имущества (земельного участка).

Существуют обязательные случаи оформления общей собственности. К примеру, в том случае, когда разделение имущества между несколькими лицами просто невозможно. Однако в случае и земельным участком раздельное владение возможно лишь в случае, если в договоре описаны критерии и тонкости разделения территории. Если в акте владения об этом ни слова, значит, владение является единоличным.

Читайте так же:  Как можно расторгнуть договор купли продажи квартиры

Если обратить внимание на крестьянские (фермерские) земельные участки, можно заметить тенденцию перехода от частного владения имуществом к общему. Переход возможен лишь в случае, если все частники согласны с изменением собственности.

Другими словами, крестьяне (рабочие) могут позволить перевести свои земельные участки в один общий земельный объект с одним руководителем. Происходят подобные случаи, как правило, из-за крупного переселения рабочих и/или по взаимовыгодному согласию.

Территория, находящаяся в распоряжении правительства, может передаваться частникам.

Существующие типы права пользования:

  1. Бессрочное.
  2. Пожизненное (после смерти одного из собственников, передаётся далее по наследству).
  3. Сервитут (с ограниченными возможностями использования).
  4. Аренда.
  5. Право неограниченного пользования.

На данный момент правительство в целом позволяет приобретать, владеть, использовать и продавать земельные участки юридическим и физическим лицам.

Землепользователями называются лица, владеющие и использующие земельные территории в соответствии с правилами бессрочного пользования. Землевладельцами же называются граждане, владеющие земельным участком пожизненно, без каких-либо сроков.

Сервитут – это правовая возможность использовать чужую территорию, но с ограниченными возможностями. Временное использование чужого земельного участка осуществляется в соответствии с правилами гражданского законодательства. Публичный сервитут устанавливается на основании нормативных актов РФ.

Использовать чужую территорию с ограниченными возможностями можно в случае:

  1. Необходимости осуществления возможности проезда к собственной территории.
  2. Ремонта чужого участка.
  3. Расположения на участке разного рода знаков (геодезических и других измерительных).
  4. Перегонке скота с одного места, на другое.
  5. Использования территории для охоты, отдыха и рыболовства и так далее.

В правилах оформления сервитута существует одно важное правило: использование земли не должно быть обременительным как для участка, так и для владельца.

Бессрочно использование

Следующие организации могут приобрести земельную территорию на правилах бессрочного использования:

  • муниципальные.
  • федеральные.
  • государственные.
  • местное самоуправление.

Выдача территорий для использования под частную ответственность рядовым гражданам невозможна.

Переход земельного участка от одного владельца к другому осуществляется лишь посредствам наследования. Таким образом, подобный участок нельзя передать и подарить.

Передача прав владения возможна лишь с помощью наследования, при условии подтверждения права наследования в отношении территории. Гражданин, владеющий участком с пожизненным правом использования, имеет право приобрести территорию в личное пользование, заплатив определённую пошлину.

[1]

Таким законом до 2006 года был Федеральный закон « О разграничении государственной собственности на землю» (п.2 ст. 16 ЗК РФ).

Земельное право

Тема 3. Право собственности на землю

Тема 4. Вещные права на землю. Аренда земельных участков

Учебные вопросы

Понятие и содержание права собственности на землю.

Права и обязанности собственников земельных участков.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком и аренда земельных участков.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Права и обязанности землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей земельного сервитута.

Содержание учебных вопросов:

Понятие и содержание права собственности на землю.

Видео (кликните для воспроизведения).

Среди объектов собственности земля (земельные участки) являются особым видом недвижимости, поскольку, как и все иные природные объекты она — не рукотворный капитал, что признают даже западные экономисты, а объект естественного, природного происхождения.

Поэтому земля может именоваться земельной недвижимостью, быть объектом земельных прав и обязанностей граждан и юридических лиц и принадлежать им на праве собственности.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Рассмотрим содержание каждой формы земельной собственности как самостоятельной правовой категории.

Государственная собственность на землю.

Ее удельный вес в Российской Федерации остается еще достаточно высоким. По закону государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Государственная земельная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов Российской Федерации.

Разграничение между двумя этими видами земельной собственности еще не закончено, но уже выяснены основные принципы такого размежевания. Они названы прежде всего в Земельном кодексе РФ. В нем сказано: разграничение государственной собственности на землю Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Таким законом до 2006 года был Федеральный закон « О разграничении государственной собственности на землю» (п.2 ст. 16 ЗК РФ).

Названный закон был принят 17 июля 2001 г., вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. В данном федеральном законе был определен следующий порядок разграничения государственной собственности на землю.

[3]

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.

Перечни составляются с учетом указанных в федеральном законе оснований отнесения земельных участков к той или иной форме собственности

Основаниями внесения земельных участков в перечень земель, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение их в состав:

1) земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

2) земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения, земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

3) земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Читайте так же:  Признание действительным договор купли продажи недвижимого имущества

Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подготовленные и согласованные с названными органами перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сведения о земельных участках, включенных в названные перечни, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

В настоящее время отношения по разграничению государственной собственности на землю в России регулируют закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и «О государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним», а также подзаконными актами Правительства РФ.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных на которые у названных субъектов возникло право собственности разграничении государственной собственности на землю.

Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае не достижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю разрешаются в суде. Вступившие в законную силу судебные решения являются основанием государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки.

Российская Федерация вправе также приобрести земельные участки в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п.1 ст. 17 ЗК РФ).

Находящиеся в государственной собственности земельные участки закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования либо передаются в аренду, либо в безвозмездное срочное пользование.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо те, которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Право муниципальной собственности возникает на земельные участки, включенные в состав:

1) земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

2) земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения: земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения: земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящиеся в муниципальной или в частной собственности, за исключением недвижимого имущества указанного в законе;

3) земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся для его приватизации в государственной собственности.

В целях развития муниципальных образований Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований, в том числе за пределами их границ (п.3 ст. 19 ЗК РФ).

Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9423 —

| 7317 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ И ЕЕ ВИДЫ

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Законом предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, которое до настоящего момента полностью не реализовано.

Право собственности на земельные участки у РФ и ее субъектов возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Виды государственной собственности. Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

– занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

– предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

– отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

Читайте так же:  Как по кадастровому номеру узнать собственника квартиры

– занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное.

Участками, которые предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду, находящимися в государственной собственности, владеют и пользуются юридические лица и граждане, которым они были предоставлены. РФ и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение такими участками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8836 —

| 7177 — или читать все.

Формы собственности на землю

Формы собственности на землю закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством. Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.

Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок.

Формы собственности на участки

Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  1. Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  2. Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
  3. Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.

Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.

Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

Частная собственность на землю

Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.

Надел предоставляется в собственность для следующих целей:

  • ведение хозяйства;
  • строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
  • садоводство;
  • дачное или гаражное строительство;
  • осуществление хозяйственной деятельности.

У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
  2. Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
  3. Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.

Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.

Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.

В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.

  1. Безвозмездное пользование — этот вид пользования появился в 2015 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
  2. Аренда – требует также договора с собственником.

Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.

Общая собственность подразделена на следующие группы.

  1. С выделением доли каждому из совладельцев — при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей — проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора. Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т. д.

Право частной собственности на землю возникает вследствие проведения законных сделок, а также в результате решений органов власти. Основным условием является регистрация прав на землю в Реестре недвижимости, так как без неё распоряжение участком невозможно.

Муниципальная форма собственности

Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:

  • специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
  • передача земли из государственной собственности;
  • судебные акты о разграничении участков;
  • приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.

Земельный кодекс относит этот вид собственности к государственной, но его принято отграничивать в силу различия субъектов управления. От имени административной единицы участком распоряжается орган местного самоуправления. В его полномочия входят резервирование участков, их изъятие из частной собственности для нужд города или другого поселения, установление правил пользования участками, утверждение условий застройки, разработка и воплощение в жизнь местных программ землепользования, принятие охранных и защитных мер в отношении земель.

Читайте так же:  Отчуждение земельного участка находящегося в частной собственности

К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:

  • участки под муниципальными зданиями и постройками;
  • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
  • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
  • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
  • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.

Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:

  • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
  • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.

Государственные земли

В государственную собственность входят земли, которые не принадлежат ни гражданам, ни их объединениям, ни юридическим лицам, ни муниципалитетам.

Субъектами собственности являются федерация и субъекты РФ (края, республики и т. д.). От их имени действуют органы государственной власти. Законодательными актами может быть предусмотрено, что осуществление полномочий землепользователя будут осуществлять отдельные муниципалитеты, граждане или организации.

[2]

Государство выступает в качестве не только собственника земли, оно ещё и устанавливает нормы в сфере земельных отношений и осуществляет контроль над выполнением функций, возложенные на всех землепользователей. Это означает, что нарушение установленных правил поведения от имени государства будет подлежать наказанию, зачастую, в виде административного штрафа.

К федеральным землям относятся:

  • земля, на которой возведены сооружения и постройки РФ;
  • земельные наделы, предоставленные казённым и некоммерческим организациям, органам госвласти, переданные государством;
  • участки, которые принадлежат на праве пользования научным академиям;
  • земли, которые находятся в ведении госкомпании Росавтодор;
  • иные участки.

Ни при каких обстоятельствах не подлежат передаче в иную собственность следующие категории земель:

  • с расположенными на них объектами недвижимости, построенными по указанию государства;
  • природные участки под особой охраной государственного значения;
  • леса и территории в пределах особых экономических зон;
  • земли, находящиеся в резерве для госнужд;
  • территории, на которых размещены здания федерального значения или планируется их возведение;
  • находящиеся в ведении государственных органов;
  • земли, предназначенные для субъектов природных монополий;
  • земли с железнодорожными объектами;
  • сельскохозяйственные земли, предоставленные для деятельности госучреждений.

К землям федеральных субъектов принадлежат:

  • земли, на которых построены сооружения субъектов РФ;
  • земельные наделы, предоставленные органам и организациям субъектами федерации;
  • сельскохозяйственные земли под дорогами и другими средствами связи, лесными и водными объектами, кроме тех, которые находятся в муниципальной и частной собственности;
  • иные наделы.

К государственным можно отнести землю, не принадлежащую к частной или муниципальной собственности. Законом установлены случаи передачи земли другим владельцам, но есть категории земель, которые принадлежат федерации и другим субъектам не переходят ни при каких обстоятельствах.

Перераспределение участков

Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:

  • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
  • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
  • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
  • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.

Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

Источники


  1. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

  2. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  3. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  4. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  5. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Государственная земельная собственность существует в следующих видах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here