Форма собственности в которой находятся земли запаса

Важная информация на тему: "Форма собственности в которой находятся земли запаса" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Глава 16. Земли запаса

Самостоятельной категорией земель являются земли запаса, которых в России насчитывается более 100 млн. га. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения (см. ст. 80 ЗК). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

По площади эти земли занимают третье место после земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда: 6,5 процентов всей земли страны, расположенной в основном в малонаселенных местностях Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке. Как правило, это свободные, неосвоенные либо по каким-то причинам выбывшие из оборота земли, не включенные постоянно или временно в хозяйственную и иную эксплуатацию, служащие ближайшим либо отдаленным резервом для предоставления физическим и юридическим лицам в аренду, владение, пользование или собственность.

Земли запаса, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иных земель специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, — это земли, основное целевое назначение которых еще не определено.

К ним могут быть отнесены земли (земельные доли), выкупленные у их собственников органами государственной власти или местного самоуправления, а также земли, право обладания которыми прекращено по решению судов или компетентных государственных и муниципальных органов, при добровольном отказе от земельного участка, по истечении срока предоставления участка, изъятии участка за нарушения земельного законодательства и в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованной доли.

Земли запаса — не бросовые, не бесхозяйные, они подлежат государственному кадастровому учету, могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Такие земли есть везде и находятся в постоянной динамике, переходя в другие категории земель и непрерывно в целом уменьшаясь, будучи вовлекаемыми в хозяйственный оборот и приобретая целевое использование, — но в отдельных местах увеличиваясь ввиду изменяющихся обстоятельств землепользования.

Выделенные в отдельную категорию земель, получившие отражение в кадастровой документации земли запаса, не отнесенные ни к одной из других категорий, не могут использоваться долговременно и целенаправленно, однако должны подлежать учету, охране и, будучи зарезервированными, — планированию и проектированию.

Не исключается их обработка под огороды, сенокошение, на этих землях возможно сооружение временных помещений. Земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий (см.: Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М., 2002; Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда. М., 2004; Чубуков Г.В. Земельное право России. М., 2003; Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель»/С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков, Е.Л. Минина; под ред. С.А. Боголюбова. М., 1999).

Согласно ст. 103 ЗК предполагается целенаправленное и долговременное использование бывших земель запаса лишь после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным в ЗК порядком и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Законодательством РФ предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и теоретически их временное «внецелевое» использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 555 (САПП РФ. 1992 г. N 8. Ст. 505; СЗ РФ. 1995 N 5. Ст. 190) земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земельный запас.

На основании Положения о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12.07.1993 N 659 (САПП РФ 1995 N 17, ст. 1452) после проведения инвентаризации устанавливаются возможность и условия передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (в ред. от 25.02.2003) и Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования (утв.постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 N 667) этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев, мигрантов, вынужденных переселенцев, лиц, подпадающих под программу переселения на родину, и т.п.

Согласно Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования (утв. постановлением Правительства РФ от 14.03.1995 N 249) этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (см.: Государственное регулирование земельных отношений /В.Н. Хлыстун и др. 2000; Гражданское право: курс лекций/под ред. О.Н. Садикова. М., 2008; Земельное право России: практикум/под ред. А.К. Голиченкова. М., 2001; Земельный участок: Вопросы и ответы/под ред. С.А. Боголюбова. М., 2008).

Из этого же целевого земельного фонда могут выделяться участки согласно Указу Президента РФ от 2 февраля 1996 г. N 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Органы публичной власти на практике пользуются правом перевода земельных участков в земли запаса. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска ООО «Петропассаж» сроком на полгода предоставлен в аренду земельный участок для проектирования торгового центра с правом организации торговли на период проектирования. На основании данного постановления администрация г. Петрозаводска и ООО «Петропассаж» заключили договор на аренду земельного участка, в соответствии с которым администрация (арендодатель) сдает, а общество (арендатор) принимает его в аренду. Стороны предусмотрели, что договор аренды заключается сроком на полгода, в нем закреплена обязанность арендатора передать земельный участок арендодателю после окончания срока действия договора или прекращения его действия по собственной инициативе.

Постановлением глава самоуправления г. Петрозаводска продлил срок действия аренды вышеуказанного земельного участка еще на полгода. На основании данного постановления администрация и ООО «Петропассаж» подписали дополнительное соглашение, в котором срок его действия продлен.

Читайте так же:  Срок регистрации ребенка после рождения

Через год главой самоуправления г. Петрозаводска принято постановление об изъятии вышеуказанного участка у ООО «Петропассаж» и переводе высвобождаемого земельного участка в земли запаса как не предоставленного физическим и юридическим лицам. В качестве обоснования принятого постановления глава самоуправления сослался на прекращение договора аренды земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 610 ГК в случае если договор считается заключенным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от него, предупредив об этом другую сторону за один месяц до предполагаемого отказа; а при аренде недвижимого имущества — за три месяца. администрация реализовала свое право и отказалась от договора аренды земельного участка, предупредив ООО «Петропассаж» своевременной претензией о прекращении договора.

Не предоставленный физическим и юридическим лицам, находящийся в муниципальной собственности земельный участок оказался в категории земель запаса.

9. Земли запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Правовой режим земель запаса принципиально отличается от правового режима земель иных категорий.

Конституция Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации.

Лесной кодекс Российской Федерации.

Водный кодекс Российской Федерации.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.

Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.

Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.

Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.

3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С. А. Москва, 2002 г.

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов.

Общие черты правого режима земель особо охраняемых территорий и объектов.

Понятие, состав земель лесного фонда.

Общая характеристика правого режима земель лесного фонда.

Понятие, состав земель водного фонда.

Общая характеристика правого режима земель водного фонда.

Особенности эксплуатации и назначение земель запаса, как осуществить перевод в другую категорию?

Все земли по законодательству разделяются на конкретные категории. Если земля используется для возделывания и посадок культур сельскохозяйственными предприятиями, то она имеет сельскохозяйственное назначение. В свою очередь земли под ИЖС предназначаются для возведения жилых зданий и сооружений для проживания людей.

Однако есть отдельная категория земель запаса, правовой режим и назначение которых для обывателя до конца не понятно. В этом материале мы расскажем что значит эксплуатация территорий и обо всех нюансах работы с используемыми землями запаса и их основными характеристиками.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

В соответствии со статьей 103 земельного кодекса Российской Федерации под понятием земли запаса принимается часть муниципальных или государственных участков, не принадлежащих физическим и юридическим лицам.

Таким образом, они находятся в государственном резерве до присвоения им статуса одной из известных категорий земли запаса с возможностью проведения на них работ.

Статья 103 ЗК РФ. Земли запаса

  1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
  2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Большинство подобных земельных участков располагается на мало освоенных территориях:

  • Ямало-Ненецкий округ;
  • Сибирь;
  • Дальний Восток;
  • Урал.

Какие относят к данной категории?

По характеристике почвы земли запаса могут обладать разными качествами: это может быть чернозем, суглинки или песчаный грунт. Однако чаще всего в земли запаса могут переводиться земельные участки, которые в течение долгого времени подвергались интенсивному загрязнению (в том числе и радиоактивному облучению). Также в эту категорию входит список угодий, непригодных для посадки и сбора сельскохозяйственных культур.

Таким образом, под эту категорию также попадают и относятся находящиеся в аренде и использующиеся в качестве служебных земли запаса. Все права по использованию земель запаса прекращаются сразу же после получения постановления суда.

Правовой режим и положение

По ст. 103 ЗК РФ в земли запаса относят участки, не передающиеся в личную собственность, а также владение и пользование по причине отсутствия целевого назначения этих земель.

Помимо указанного выше списка, земли запаса также могут пополнить участки, которые подходят под условия, закрепленные в Федеральном положении о консервации деградированных ранее с/х земель, которые пострадали от токсичных промышленных отходов и радиоактивных веществ. Список токсичных отходов закреплен постановлением № 555 от 05.08.1992 г.

Ключевым признаком правового режима по участку из вышеуказанного фонда является факт отсутствия определенного назначения земли. Что значит неиспользуемые земли запаса, после чего допускается их использование? Земли запаса принадлежат и могут использоваться сельскими, поселковыми, городскими или районными центрами местных административных органов. При этом органы правления в указанных центрах наделяются полномочиями, которые позволяют выводить участки из списка земель запаса для выбранного целевого применения.

Учитывая ст. 60 ЗК РФ, любой гражданин, который не является членом колхоза и не работает на специализированном с/х предприятии, может претендовать на восстановление своих прав на положение угодья. Этот участок как раз и берется из специального фонда земель запаса и может использоваться для создания небольшой личной фермы.

По землям, которые используются для огородничества и выпаса рогатого скота, местной администрацией может приниматься решение о выдаче в аренду. Еще одним правоустанавливающим нормативным документом является ФЗ № 66 от 15.04.1998 г. В нем указываются полномочия органа местного самоуправления по ходатайству о выдаче участка жителю-заявителю в соответствующем месте и размерах угодья.

Кто собственник?

Учет списка участков, относящихся к этой категории, осуществляется государственным земельным кадастром. При этом законодательством не закрепляются какие-либо ограничения по количеству и размерам предоставляемых участков из категории земель запаса. Земли запаса предоставляются региональными субъектами для любых из указанных в заявлении целей на определенных правах под постоянное использование или в аренду для крупных предприятий.

[3]

На каких правах предоставляются во владение?

При передаче прав на пользование угодьями необходим перевод участка из списка земель запаса в другую соответствующую целевую категорию.
Читайте так же:  Какое имущество не подлежит аресту судебными приставами

С помощью земель запаса также формируется земельный фонд. Он по первому требованию должен быть предоставлен для расселения беженцев и тех переселенцев, которые вынуждены были покинуть свою страну.

Кроме того, в постоянное пользование выделяются участки под ИЖС для граждан, которые выезжают из региона Крайнего Севера (либо других приравненных к нему регионов местности). В подобных случаях земельные угодья предоставляют гражданам абсолютно бесплатно.

Неиспользуемые территории

Под неиспользуемыми участками земель запаса понимается территория, не предоставляемая ранее в пользование частным лицам под пожизненное владение. Подобная категория угодий попадает в список из-за отсутствия прав на участки у физических или юридических лиц. Они принадлежат земельному фонду и могут обладать соответствующими природными и хозяйственными характеристиками, по которым в дальнейшем собственник сможет установить целевое назначение.

Почему их нельзя эксплуатировать?

Неиспользованные земельные наделы характеризуется как особый тип территории, не вовлеченный в пользование сельхоз предприятиями и частными собственниками по причине ее непригодности для обработки, посева и строительства. Также к землям запаса относятся неосвоенные участки, которые утратили любые полезные характеристики по ряду веских причин (радиоактивная обстановка, повышенный уровень шумов, технологические и природные катаклизмы, низкий уровень температур).

Когда допускается?

Использовать такие угодья можно только в случае возникновения крайней необходимости. При этом участки должны быть переведены в целевую категорию. Это возможно только в следующих случаях:

  1. Необходимость строительства гражданских с «особым» охранным режимом (зоны заповедников и природных парков).
  2. Изменения текущих региональных границ.
  3. Консервация участков из-за их износа или снижения продуктивности.
  4. Разработка на территории рудников и природных ресурсов.

Случаи-исключения

Правительством РФ разрешается осуществлять деятельность на неиспользованных участках без необходимости их перевода в целевую категорию. Правительство РФ может пользоваться землями без присвоения категории, если:

  • Угодья не будут относиться к территориям закрытых охранных образований, а имеющиеся на нем природные ресурсы свободно эксплуатируются другими людьми.
  • Использование лесных наделов для рыбной ловли и охоты.
  • Прогон стада скота к дальнейшему месту выпаса (без остановки).
  • Сбор сухостоя без предварительных работ по вырубке лесных насаждений (сухостой может использоваться только для отопления своих домов и не может быть направлен на получение прибыли).

Как осуществить перевод?

Для перевода земель запаса в целевую категорию необходимо составить ходатайство. В нем заполняется следующая информация:

К ходатайству нужно дополнительно приложить пакет из нотариальных документов:

  • Заявление, в котором указано присвоение наделу земли новой (целевой) категории.
  • Документ, который подтверждает личность заявителя (паспорт).
  • Специальная выписка из государственного кадастра земель о постановке участка на учет в качестве земель запаса.
  • Выписка из гос. реестра, которая подтверждает отсутствие реальных собственников земли.
  • Заключение от государственной службы экологических экспертиз.

Однако в процессе рассмотрения документов может получить отказ. Это происходит по следующим причинам:

  1. Заявитель признан ненадлежащим лицом для проведения обращений по переводу категорий из земель запаса в целевые.
  2. Предоставленные заявителем документы или содержание этих бумаг не соответствует тем правовым нормам, которые закреплены в федеральном законе.

В случае оглашения положительного решения заявитель получает акт о присвоении земельному участку целевой категории. После этого будущий собственник угодий должен в течение 2 недель обратиться в ближайший орган кадастра, где будут внесены соответствующие изменения в сведениях о земельном участке.

Необходимо при получении акта проверить наличие следующих сведений:

  • Причины изменения категории земли.
  • Окончательная граница и размеры надела, а также его площадь и присвоенный ранее кадастровый номер.
  • Заполнен пункт по старой и новой категории земель.

Перевод категории земель запаса в полноценный участки для строительства и возделывания — это длительный и не простой процесс, который потребует терпения и знания законодательных актов. Но в результате у Вас появится возможность использовать пустующую землю по своему назначению.

Больше нюансов о переводе земель из одной категории в другую можно узнать здесь.

В итоге участок принесет пользу не только владельцу земли, но и государству. Благодаря постоянному обновлению списка земель запаса на территории Российской Федерации у любого гражданина есть возможность претендовать на выделение, а в дальнейшем полностью задействовать такие наделы при производстве и фермерском хозяйстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Состав земель запаса

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель

Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.

[2]

На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.

Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:

  • необходимость проведения консервации земель;
  • необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
  • необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
  • при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
  • при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
  • при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
  • чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
  • при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
  • для добычи полезных ископаемых;
Читайте так же:  Оформление земли под многоквартирным домом в собственность

Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.

Незаконное использование земель запаса

В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:

  • самовольное занятие участков;
  • уничтожение расположенных на участках знаков;
  • пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
  • самовольная застройка участка;
  • повреждение объектов водоснабжения;
  • повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
  • незаконная добыча янтаря на участке;

Правила охраны земель запаса

Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.

При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:

  • требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
  • требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
  • требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.

На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:

  • предотвращение деградации и загрязнения земель;
  • предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
  • улучшение состояния участка;
  • восстановление участка.

Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:

  • обеспечивать охрану почвы;
  • обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
  • обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
  • при необходимости ликвидировать все загрязнения;
  • сохранять мелиорацию земель;
  • проводить рекультивацию земель;
  • обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.

Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.

Что значит земли запаса?

Главная » Земля » Что значит земли запаса?

Нужно понимать, что категории земель предполагают наличие особых видов территории, которая запрещена к использованию и применению физическими лицами и организациями. Большая часть таких земель располагается вокруг городов и населенных пунктов, юридическое наименование такой категории земель – земли запаса. В каком же случае государство допускает применение земель данной категории?

Понятие земель запаса

Изучите материал в отношении сути понятия земель запаса, который сформирован на основании ЗК РФ и определяет состав земель данной категории:

  • К землям запаса относят всю территорию страны, находящуюся в собственности федеральных или муниципальных структур, которая не передается в пользование юридических и частных лиц. Исключение составляют участки земельного массива, которые определены законом как земли в составе распределительного фонда, который создается на основании норм статьи 80 Земельного кодекса РФ;
  • Используемые земли запаса формируются исключительно путем перехода участков земли из данной категории землепользования в другую. Нельзя применять земли запаса, если они переведены в состав охотничьих территорий, в состав территорий для разведывания и добычи особых ресурсов. Если в отношении участка земли принят федеральный закон, предусматривающий переход территории из состава земель запаса в другую категорию, то применение земель зависит от перечня видов разрешенной деятельности на данной территории на основании норм такого закона.

Знайте, что земли запаса формируются путем вывода из оборота участков земельного массива из состава земель разных категорий:

  • Земли сельхоз назначения, которые в течение некоторого времени запрещено применять по назначению по причине понижения плодородных свойств почвы на указанной территории;
  • Плодородные земли сельхоз назначения, которые располагаются на территории, на которой урожайность с используемых по назначению земель достаточна. Потребность в применении новых плодородных участков земли отсутствует;
  • Участки территории лесного фонда, которые зарезервированы государством для возведения объектов промышленности или деревообрабатывающих комбинатов. Сюда же относят участки земли с выросшими на ней лесными растениями, которые нет возможности на данном этапе их развития применять или использовать по назначению;
  • Участки земли, приписанные к водному фонду России, на которых располагаются водоемы, использование и применение которых невозможно по различным природным причинам. Такие земли резервируются, как рекреационные ресурсы земель запаса.

Государственная собственность в отношении земель запаса делится на три вида по степени значимости:

  • Земли запаса федерального значения включают в состав территории с располагающимися в их пределах объектами недвижимого имущества, которые принадлежат государству. К таким же территориям относятся земли с расположенными объектами приватизированной собственности, которая ранее принадлежала федеральным органам власти;
  • Территории, которые принадлежат субъектам РФ. В их состав включены территории муниципальных образований, которые перешли из состава земель субъекта РФ. Территория с расположенными на ней объектами недвижимости, которые до начала процесса приватизации принадлежали субъектам федеральной собственности;
  • Все земли, не попавшие в состав федеральных и территорий субъектов РФ, принято считать муниципальными.

Применение участков земли, приписанных к перечисленным выше категориям, запрещено.

Допускается их использование в исключительных случаях и после перевода в земли иных категорий путем издания соответствующего нормативного документа.

Правовой режим земель запаса

Поймите, что землями запаса признаются муниципальные и федеральные участки земли, в отношении которых не установлено владельца, кроме государства. Никаких бумаг оформлять не нужно, чтобы признать ничейные земли государственными.

Понятие земель лесного фонда.

О землях водного фонда читайте тут.

Нормы и правила, которые распространяются на земли запаса:

  • Не применяются физическими и юридическими гражданами;
  • Нормы градостроительного регламента не распространяются на земли, переведенные в состав земель запаса;
  • Не запрещается перевести земли запаса в другую категорию землепользования при достаточных на это основаниях;
  • Если речь идет о передаче земель запаса в ту или иную форму собственности, отличную от государственной, то необходимо предварительно сменить статус земель запаса на любой другой вид землепользования;
  • Государство занимается разработкой и осуществлением мер по улучшению и природоохране земель этой категории;
  • Ответственность за обеспечение сохранности земель запаса несут органы государственной власти в зависимости от их статуса: федеральные, муниципальные;
  • Земли запаса применяются для целевого назначения, например, для охотничьих угодий или добыче конкретных природных элементов.

Порядок использования земель запаса

Земли запаса допустимо применять без перевода в иные категории землепользования только в строго ограниченных случаях, во всех других ситуациях и обстоятельствах необходимо осуществлять смену целевого назначения земельных наделов. Знайте, что перевести земли запаса в любую другую целевую категорию допустимо только в определенных случаях, которые определяются федеральными законами и нормативными актами.

Читайте так же:  Как поставить имущество на баланс ооо

Обратите внимание на такие случаи:

  • Надо применить земли запаса для возведения объектов особой ценности и природоохраны: парки, заповедники;
  • При формировании новых субъектов РФ или при изменении границ существующих субъектов РФ или муниципальных образований;
  • По причине принятого решения о консервации конкретной территории из-за износа земли, например, если плодородные свойства почвы сельхозугодий снижены;
  • Потребность государства в создании объектов инженерной инфраструктуры, сооружений и конструкций социально-культурного направления, например, больниц, школ, садиков;
  • Возведение военных объектов для обеспечения безопасности государственных объектов или границ РФ;
  • Разведывательная деятельность полезных ископаемых, их разработка.

Перечисленные действия в отношении применения земель сельхоз назначения приведены в соответствии с законом.

Перевод земель запаса в другую категорию земель

Чтобы понять механизм перевода земель запаса в другую категорию землепользования, изучите всю структуру данного процесса:

  • В зависимости от того, какому уровню государственной власти принадлежит участок земли запаса, необходимо подать ходатайство в соответствующий орган муниципального, уровня субъекта РФ, федерального уровня о смене категории земли. Принимают заявления исполнительные органы государственной власти в зависимости от уровня;
  • Подготовьте пакет документов, необходимых для смены целевого назначения в отношении земельного участка:
    • Кадастровую документацию;
    • Правоустанавливающую документацию;
    • Бумаги, на основании которых допустимо сменить целевое назначение земель запаса;
  • После того как все бумаги подготовлены и отправлены в соответствующий исполнительный орган, необходимо ждать результат. Получите решение после проверки всех бумаг с удовлетворением ходатайства о смене категории земли или с отказом. В случае отказа уточните причины и попробуйте устранить несоответствия или допущенные при оформлении ходатайства ошибки.

Если решение положительное, то исполнительный орган, принимающий ходатайство, формирует отдельное постановление, в котором прописано присвоение земле новой категории. На основании такого постановления должны быть внесены изменения в правоустанавливающую документацию в отношении земельного участка.

В соответствии с прежним законодательством большая часть земель не содержит информацию в кадастре о собственниках, так как такие данные не всегда фиксировались корректно.

Инициировать проверку на предмет обнаружения собственника в отношении конкретного участка может любой гражданин РФ.

Учтите, если документально в договоре о приобретении собственности, заключенном после 5 января 2005 года, указана определенная категория земли, а в кадастре информация иная, то приоритет будет у договора и данных в нем.

Если данных о земельном наделе не обнаружено нигде, то особый земельный совет или комиссия принимает решение о присвоении категории разрешенного использования участку, после чего вносятся записи в кадастр. Если претендент на участок осуществляет внесение изменений в реестр, то оплачивает пошлину самостоятельно.

Делая вывод, поймите, что особый статус земель запаса запрещает их применение и проведение любых действий на их территории. После получения разрешения на смену категории данной земли, убедитесь, что все документы оформлены, и новый статус земли закреплен официально во всех необходимых документах. Только после этого начинайте использовать землю в соответствии с новым целевым назначением.

Что означает неиспользуемые земли запаса?

Главная » Земля » Что означает неиспользуемые земли запаса?

Земли запаса разделяют всю территорию России. Обычно, использование данного ресурса происходит в момент выделения в аренду либо же в собственность каждого из этих участков. Их можно вернуть обратно в фонд, либо же добавить и благодаря этой процедуре происходит непрерывное пополнение земельных наделов. Что же входит в эту категорию? В данной статье вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы.

Что такое неиспользуемые земли запаса

Согласно закону, такими земельными фрагментами именуют обычно территорию, которая ранее не была представлена в использование, пожизненное владение и в дальнейшем не была передана в частную собственность для кого-либо.

Подобные земельные фрагменты могут существовать самостоятельно, и во многом это связано с отсутствием прав физических, а также юридических лиц на право пользоваться землей. Эта причина в недостаточной степени может отражать сущность режима, который действует.

Согласно принципиальному отличию от остальных категорий, земли запаса – это особая территория, целевое назначение которое пока еще не определили. При таком раскладе земля не может иметь ничего общего с аудиторией назначения и поэтому земельные наделы будут включены автоматически в эту категорию.

Угодья являются частью земельного фонда, они также обладают природными и хозяйственными свойствами, благодаря которым в дальнейшем можно установить их общее целевое назначение.

Какие критерии следует учитывать и чем руководствоваться при переводе угодий в категорию земель запаса? В законодательстве, которое действует, подобные пункты прописаны нечетко.

Статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать землю, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей.

Любые из определений, которые касаются земельных фрагментов и которые не были ранее использованы, позволяют осуществить перевод земли в другую категорию – земли запаса.

Категория под названием неиспользованные земельные наделы– это особая территория, которая ранее не была вовлечена в использование из-за ее непригодности, либо же не освоенности земли, которая утратила любые свои полезные свойства согласно ряду различных причин.

К подобным земельным наделам необходимо применять специальные мероприятия, которые позволят провести все необходимые манипуляции, касающиеся улучшению их состояния.

Признание земель запаса неиспользуемыми

По закону не должен быть установлен полноценный механизм признания земли неиспользованной, кроме внесения ее в отдельную категорию земель запаса. Это прописано в статье 126 ЗК и есть отдельное упоминание о способе, который позволяет осуществлять охрану наделов, он выступает консервацией, так называемых деградированных земель, если нет возможности как-либо повлиять на плодородие почв.

С другой стороны, это утверждение никак не подтверждается на законодательном уровне. Только благодаря систематическому контролю за использованием и охраной земли есть возможность выявить наделы, которые на протяжении определенного времени не используются.

Можно это сделать благодаря мониторингу земли, который осуществляется согласно общему учету функций по управлению земельными наделами. В законе нет на этот счет какой-либо конкретной и в то же время исчерпывающей информации, либо же списка обязательных критериев, к землям, которые не используются.

В этот список следует внести угодья, которые из-за ряда причин выбыли из категории хозяйственного использования, либо же они были заброшены много лет назад своими владельцами и на протяжении всего периода никак не эксплуатировались.

В связи с этим, должна быть предоставлена информация о субъектах с указанием сроков, которые были ранее использованы: 1 год для сельскохозяйственного производства, либо же два года для несельскохозяйственных целей. Их можно отнести к категории неиспользованных территорий только в исключительных случаях.

Читайте так же:  Лизинг и аренда сходства и отличия

По закону, подобное поведение входит в категорию неправомерного, и оно предусматривает изъятие земельного фрагмента. С другой стороны, не все угодья, которые ранее выбыли из хозяйственного оборота можно смело отнести к категории неиспользуемых для осуществления операций по переводу в земли запаса. К примеру, земли отчуждения были изъяты у собственников по причине радиоактивных загрязнений, их необходимо включить в категорию хозяйственного использования, но уже с другим правовым режимом.

В состав земель населенных пунктов включены несколько недостроенных угодий, которые могут быть включены в эту категорию и оставаться свободными на протяжении определенного времени. В таком случае, земли, которые были не использованы, включаются в категорию земель запаса, но только если их не отнесли к какой-либо иной из этих категорий.

Земельные наделы, которые ранее были изъяты у частных собственников земли — прежних владельцев, автоматически относятся к землям запаса, в случае если не было проведено перераспределение согласно установленному порядку.

Основания изъятия земли устанавливаются согласно Кодексу о земле, и они ведут к прекращению всех прав собственности. Не каждое из обстоятельств, которое было указано в качестве основания превращения, выступает изъятием с точки зрения юриспруденции.

Что значит земли запаса?

Как земли запаса перевести в другую категорию, читайте тут.

Согласно добровольному отказу от земли либо же в процессе добровольного отчуждения угодья в адрес государственного пользования, истечения общего срока пользования может привести к переводу этой земли в запас, если только эти участки не перешли в собственность к другим персонам.

В то же время, любое изъятие земель для общественных и государственных нужд не предполагает дальнейшее рассмотрение их в качестве земель запаса. Поэтому, согласно информации, представленной в ст.128 Земельного Кодекса, любые попытки изъятия земель для включения их в категорию земель запаса подразумевают под собой запуск механизма перехода этих земель в новую категорию.

Кроме этого возникают вопросы касательно разграничения территории, которая не включена в собственность владения, пользования либо же частной собственности физических, а также юридических лиц или же земельного общего пользования.

Дело в том, что земли общего пользования всегда кому-то принадлежат, то есть относятся к какой-либо определенной категории (кроме земель запаса), хоты они и не закреплены в индивидуальном пользовании.

Земли общего пользования включены в общий состав использования земельного надела, либо же включены в категорию общественного пользования. Законодательство не регулирует общее использование земли как самостоятельное право на землю, так же оно не закрепляет ключевые особенности правового режима общего пользования.

Могут быть переведены в категорию земель запаса любые угодья, но для каждого из них есть свои ключевые особенности. Так, земельные наделы в пределах населенных пунктов вообще нельзя классифицировать как земли запаса, но стоит только изменить границы населенного пункта и вот уже часть земель попадают в данную категорию.

Сельскохозяйственные земли даже после своего перевода в другую категорию могут сохранить общую принадлежность к этой категории согласно своему общему признаку пригодности для сельскохозяйственной деятельности.

Не стоит полагать, что такие земли относятся к ничейным либо же к бесхозным. Они не являются объектом собственности физических и юридических лиц, но включены в категорию государственного владения. На них происходит процесс распределения государственного управления земельных участков.

Подобные земли запаса находятся под протекторатом распорядительных органов, а также районных исполнительных органов. Подсчет земель запаса проводится в процессе процедуры ведения государственного земельного кадастра, то есть происходит общее распределение земель запаса и по большей степени оно заключается в предоставлении для них разнообразных целей с учетом общей пригодности.

Согласно действующему законодательству, не были закреплены ограничения по предоставлению общих земель запаса. Они могут быть представлены каким-либо иным субъектом для достижения целей в частное владение, наследуемое имущество или же постоянное использование.

В таких ситуациях необходимо осуществить перевод земель запаса в нужную категорию. В законе не прописан срок пребывания угодий в составе земель запаса. Именно поэтому может возникнуть неясность относительно временной эксплуатации земельных наделов.

[1]

Как неиспользуемые земли запаса перевести в другую категорию

Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.

Благодаря такому трансферту можно:

Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.

Подобные прошения должны быть представлены в адрес собственника в лице Правительства, с указанием региона в лице представителя административного органа, а также в муниципалитет.

Подача прошения осуществляется в процессе подготовки, благодаря которой проводят передачу справок и документов. Они подтверждают законность этой просьба, а также пакета бумаг о дальнейшем использовании земель запаса в целях, которые были заявлены.

Согласно установленному сроку, рассматривается собранный пакет документации и только потом осуществляется выезд комиссии на земельный участок с принятием дальнейшего решения о переводе земель, либо же отказе. Это излагается в виде общего Постановления административного органа.

Положительное решение позволяет провести все необходимые действия, благодаря которым будут внесены изменения в регистрационные, а также учетные документы на разрешенный участок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подобные земли резерва не могут быть использованы до момента проведения этой операции без общего нарушения права. Их также нельзя продать или передать иным организациям и гражданам. После того, как будет проведен процесс оформления согласно законному образу перевода в иную категорию, любые запреты будут сняты, но только в том случае, если было соблюдено правило использования согласно установленным целям.

Источники


  1. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.

  2. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.

  3. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  4. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  5. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
Форма собственности в которой находятся земли запаса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here