Бесплатное приобретение земельного участка в частную собственность

Важная информация на тему: "Бесплатное приобретение земельного участка в частную собственность" понятным для непрофессионалов языком. Если нужно уточнить нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Раздел 9. Однократное бесплатное приобретение гражданами земельных участков в собственность

9. Однократное бесплатное приобретение гражданами
земельных участков в собственность

9.1. Основаниями однократного бесплатного приобретения гражданами РФ в собственность земельных участков (долей в праве собственности на земельный участок) являются:

9.1.1. Пункт 5 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании);

9.1.2. Пункт 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации (земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении).

9.1.3. Пункт 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (находящиеся в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы).

9.2. По указанным основаниям гражданин Российской Федерации может однократно бесплатно приобрести в собственность один земельный участок или долю в праве собственности на один земельный участок независимо от времени, места и основания однократного бесплатного приобретения, а также разрешенного использования земельного участка.

Граждане, которые однократно бесплатно приобрели в собственность один земельный участок или долю в праве собственности на один земельный участок, в установленном порядке приобретают другие земельные участки и доли в праве собственности на земельные участки за плату.

9.3. Земельные участки, предоставленные гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение для строительства объектов, предназначенных для предпринимательской деятельности, эксплуатации объектов или другого имущества, предназначенных для предпринимательской деятельности, приобретаются индивидуальными предпринимателями за плату по правилам, установленным для юридических лиц.

9.4. Не предоставляются в собственность земельные участки, изъятые из оборота; ограниченные в обороте (если иное не установлено законом); указанные в перечнях земельный участков (категорий земельных участков), изъятых из оборота или ограниченных в обороте, утверждаемых Собранием представителей муниципального образования.

9.5. Однократно бесплатно предоставляются гражданам:

— земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании граждан;

— доли в праве собственности на земельные участки при наличии у граждан доли в праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

— земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении граждан, в том числе в результате наследования;

— доли в праве собственности на земельные участки при наличии у граждан доли в праве пожизненного наследуемого владения, в том числе в результате наследования;

— земельные участки, находящиеся в фактическом владении граждан, если эти земельные участки с расположенными на них жилыми домами приобретены ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 «О собственности в СССР» (то есть до 1 июля 1990 года);

— доли в праве собственности на земельные участки, находящиеся в фактическом владении граждан, если эти земельные участки с частями расположенных на них жилых домов либо с долями в праве собственности на эти дома приобретены ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305 «О собственности в СССР» (то есть до 1 июля 1990 года).

9.6 Копии документов, являющихся приложениями к заявлениям и в соответствии с настоящим Положением не требующих нотариального удостоверения, удостоверяются заявителем, по запросу органа, принимающего заявление, заявитель обязан представить для обозрения подлинные документы.

Указанные в настоящем положении документы, которые являются приложениями к заявлениям и должны быть удостоверены нотариально или выдавшим органом (кроме доверенностей) могут представляться с удостоверением их лицами, подающими заявления. При этом вместе с копиями должны представляться подлинные экземпляры, которые подлежат возврату после сверки с ними копий документов.

9.7. При подаче заявлений о предоставлении земельных участков на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» вместо свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (доли а# праве собственности на жилой дом) допускается указание в заявлении и представление в качестве приложения к нему технического паспорта, если указанные права граждан зарегистрированы до начала регистрации в органах юстиции, осуществляющем# государственную регистрацию прав на земельные участки, прав физических лиц 15.09.98 г. в соответствии с распоряжением Губернатора Тульской области от 10 сентября 1998 года N 861-р «О начале деятельности Тульского областного регистрационного центра по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

9.8. Разработка проектов границ, межевание и постановка земельных участков на государственный кадастровый учет оплачивается гражданами.

9.9. Площадь бесплатно предоставляемого земельного участка должна соответствовать площади, указанной в документе о праве на участок или в договоре о приобретении дома. Если в документе о праве на участок или в договоре о приобретении дома границы земельного участка, в том числе координаты, не определены, то площадь бесплатно предоставляемого земельного участка должна соответствовать площади, указанной в документе о праве на участок или в договоре о приобретении дома, с точностью до пяти процентов в большую сторону.

Если в договоре о приобретении дома площадь земельного участка не указана, то площадь бесплатно предоставляемого земельного участка не может превышать установленный максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства (в сельских поселениях — для ведения личного подсобного хозяйства).

9.10. Граждане, земельные участки которых не поставлены на государственный кадастровый учет, имеют право заказать изготовление проекта границ в проектной организации и обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением об утверждении проекта границ.

9.11. К заявлениям прилагаются:

— удостоверенная гражданином копия паспорта гражданина;

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия документа о праве на участок (при наличии права);

— технический паспорт (при наличии объекта);

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (при наличии жилого дома);

— проект границ земельного участка, разработанный и согласованный в установленном порядке;

Читайте так же:  Уточнение границ земельного участка порядок действий

— сведения из государственного земельного кадастра о земельном участке и смежных земельных участках для проведения работ по землеустройству в виде кадастрового плана, выписок формы В1 — В6

9.12. В случае, определенном пунктом 9.10 настоящего положения администрация муниципального образования в месячный срок:

— либо утверждает проект границ постановлением главы муниципального образования (исполнитель — комитет имущественных отношений);

— либо выдает мотивированный отказ в утверждении границ (исполнитель — комитет имущественных отношений);

— либо выдает мотивированные замечания для доработки проекта границ (исполнитель — комитет имущественных отношений).

9.13. На основании утвержденного проекта границ граждане с привлечением специализированной организации производят межевание земельного участка и постановку его на государственный кадастровый учет.

9.14. Гражданин для однократного бесплатного приобретения в собственность земельного участка обращается с заявлением на имя главы муниципального образования.

9.15. В заявлении заявитель указывает:

— Ф.И.О., место жительства, паспортные данные заявителя;

— адрес и площадь земельного участка, функциональное назначение расположенного на нем объекта;

— что ранее однократно бесплатно не приобрел земельный участок или долю в праве собственности на земельный участок;

— что уведомлен о последствиях сокрытия информации о ранее однократно бесплатно приобретенном земельном участке или приобретенной доле в праве собственности на земельный участок;

— контактные телефоны и другие сведения (по желанию заявителя);

— название, выдавший орган, номер и дату документа о праве на участок (при подаче заявления на основании статей 20 или 21 Земельного кодекса РФ);

— название, выдавший орган, номер и дату свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (при подаче заявления на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»);

— название, выдавший орган, номер и дату договора о приобретении жилого дома (при подаче заявления на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»);

— опись прилагаемых документов.

9.16. К заявлению прилагаются:

— удостоверенная заявителем копия паспорта заявителя;

[3]

— кадастровая карта (план) земельного участка, состоящая из разделов (В1 — В-6) в 1 экземпляре;

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия документа о праве на участок (при подаче заявления на основании статей 20 или 21 Земельного кодекса РФ);

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (при подаче заявления на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»);

[1]

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия договора о приобретении дома (при подаче заявления на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»); нотариально удостоверенная доверенность, если заявление подписано доверенным лицом заявителя.

9.17. Если заявление соответствует требованиям, установленным настоящим положением, глава муниципального образования в двухнедельный срок издает постановление об однократном бесплатном предоставлении земельного участка заявителю в собственность.

Постановлением могут устанавливаться публичные сервитута# и ограничения прав на земельный участок.

9.18. Постановление главы муниципального образования об однократном бесплатном предоставлении земельного участка заявителю в собственность является основанием для регистрации права собственности заявителя в уполномоченных на то органах юстиции.

9.19. Право однократного бесплатного приобретения земельного участка в собственность считается реализованным со дня вступления в силу постановления об однократном, бесплатном предоставлении земельного участка заявителю в собственность.

9.20. До государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок на основании обращения заявителя об отказе от однократного бесплатного приобретения участка в собственность администрация муниципального образования обязана издать постановление о признании постановления об однократном бесплатном предоставлении земельного участка заявителю в собственность утратившим силу.

9.21. Однократное бесплатное приобретение гражданами земельных участков в собственность возможно при отсутствии судебных споров, а также арестов (запрещений) в отношении участков.

>
Изъятие земельных участков для муниципальных нужд
Содержание
Решение Собрания представителей Ефремовского района Тульской области от 8 августа 2005 г. N 10-74 «Об утверждении Положения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Схема. Земельный кодекс. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Схема. Земельный кодекс. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

Как оформить земельный участок под жилым домом:

Вопрос о том, как оформить земельный участок под жилым домом, является достаточно популярным. В первую очередь, у владельцев жилых домов, которые были построены до 2001 года.

В 2001 году был введен в действие Земельный Кодекс РФ, который ввел строгую процедуру предоставления земельных участков для строительства. Поэтому, случаи постройки жилых домов и регистрации на них права собственности на не предоставленных участках, в установленном ЗК РФ порядке, после 2001 г. практически не встречаются.

1. Условия приобретения земельного участка под жилым домом:

  • Жилой дом, расположенный на земельном участке, должен находится в собственности;
  • Земельный участок не должен быть изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • Фактическая площадь земельного участка должна соответствовать требования к предельной площади участков, установленных на территории муниципального образования.

2. Условия при которых земельный участок под жилым домом предоставляется в собственность бесплатно:

  • Право собственности на жилой дом, который расположен на земельном участке, возникло до 25.10.2001 г.;
  • Право собственности на жилой дом возникло после 25.10.2001 г., но дом получен по наследству, и право собственности наследодателя возникло до 25.10.2001 г.
Читайте так же:  Устав управляющей компании многоквартирным домом

Отдельным пунктом необходимо упомянуть тех лиц, которым до 25.10.2001 г. земельные участки под жилыми домами были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненно наследуемого владения и у граждан имеются правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение такого права.

Такие граждане вправе зарегистрировать на предоставленные им земельные участки право собственности бесплатно, без дополнительных разрешений от администрации муниципального образования.

3. Условия, при которых земельный участок предоставляется платно:

Если право собственности на жилой дом возникло после 25.10.2001 г., независимо от оснований (дарение, мена, купля-продажа, узаконивание самовольного строения и т. д.) — земельный участок может быть приобретен в собственность только за плату на основании договора купли-продажи с администрацией муниципального образования. Стоимость выкупа определяется местными нормативными актами.

Так, для Оренбургской области Постановлением Правительства Оренбургской области № 727-П от 21.09.2015 г. (в ред. от 06.03.2018 N 115-п) определен следующий порядок определения цены выкупа земельных участков под жилыми домами:

  • 60% от кадастровой стоимости земельного участка в общих случаях;
  • 5% от кадастровой стоимости земельного участка для инвалидов (семей, имеющих детей-инвалидов), пенсионеров , ветеранов (ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ), многодетных семей (за исключением случаев, предусмотренных Законом Оренбургской области от 22 сентября 2011 года N 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»).

4. Порядок приобретения земельного участка под жилым домом в собственность:

  1. Предварительное согласование предоставления земельного участка в администрации муниципального образования.
  2. Государственный кадастровый учет земельного участка, как объекта земельных отношений.
  3. Предоставление земельного участка бесплатно на основании Распоряжения администрации местного самоуправления либо заключения договора купли-продажи.
  4. Регистрация права собственности на земельный участок в органе регистрации прав (Росреестр).

Рассмотрим подробнее указанные этапы.

Это муниципальная услуга, которую оказывают администрации местного самоуправления.

Необходимые документы для получения муниципальной услуги подаются либо непосредственно в администрацию, либо через Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

  1. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заполняется непосредственно в месте подачи документов по установленной форме);
  2. Документы, подтверждающие право собственности на жилой дом, расположенный на испрашиваемом участке (свидетельства, договоры, распоряжения и т. д.);
  3. Схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (схема подготавливается любой межевой или землеустроительной организацией).

Срок оказания услуги — 30 календарных дней.

Стоимость услуги — бесплатно.

Схема расположения земельного участка готовится по результатам топографической съемки местности, на которой расположен земельный участок. Границы земельного участка в 95% случаев определяются по объектам искусственного или природного происхождения, отграничивающих этот участок от смежных.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоимость подготовки схемы расположения — в среднем от 3 000 до 5 000 рублей, в зависимости от организации.

Результат оказания услуги — Постановление уполномоченного органа об образовании земельного участка с указанием площади, адреса, категории земель, вида разрешенного использования. Постановление будет являться основанием для государственного кадастрового учета земельного участка.

2) Государственный кадастровый учет земельного участка, как объекта земельных отношений.

Эта процедура включает в себя подготовку межевого плана и обращение в Росреестр для государственного кадастрового учета земельного участка.

Межевой план это по сути технический документ землеустройства, в котором отражены все характеристики земельного участка, позволяющие идентифицировать его на местности (площадь, координаты границ и т. д.).

Межевой план подготавливается кадастровыми инженерами на основании схемы расположения, которая утверждается Постановлением администрации по результатам предварительного согласования предоставления земельного участка.

При составлении межевого плана обязательным условием выступает необходимость согласования границ земельного участка со смежными землепользователями. Если, в добровольном порядке соседи отказываются согласовывать границы — то за установлением границы придется обращаться в суд.

Стоимость подготовки межевого плана — в среднем от 3 000 до 6 000 рублей.

[2]

С готовым межевым планом и Постановлением об образовании земельного участка собственник земельного участка через МФЦ (в небольших сельских поселениях напрямую в территориальные отделы) обращается в орган регистрации прав (Росреестр) через МФЦ за постановкой земельного участка на кадастровый учет.

Срок рассмотрения — до 15 дней.

Стоимость кадастрового учета — бесплатно.

Результатом обращения в Росреестр является выдача заявителю выписки из ЕГРН в отношении образованного земельного участка.

3) Предоставление земельного участка.

После того, как земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер, собственнику жилого дома необходимо опять обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или с заявлением на заключение договора купли-продажи земельного участка.

Граждане обращаются либо через МФЦ, либо напрямую в администрацию, в зависимости от наличия или отсутствия МФЦ в населенном пункте.

Если участок выкупается, то перед обращением в администрацию там необходимо получить реквизиты счета и оплатить стоимость земельного участка через любой банк, принимающий подобные платежи.

Документы, предоставляемые в администрацию:

  1. Заявление на заключение договора купли-продажи или предоставлении участка бесплатно (бланк заявления заполняется в месте подачи документов);
  2. Квитанция об оплате стоимости земельного участка;
  3. Правоустанавливающие документы на жилой дом;
  4. Выписку из ЕГРН на земельный участок;
  5. Документы, подтверждающие право на льготный порядок выкупа (см. п. 3 статьи) за 5% от кадастровой стоимости.

Срок рассмотрения заявления — 30 календарных дней.

Результатом обращения в администрацию является либо Распоряжение о предоставлении участка, либо договор купли-продажи, подписанный со стороны уполномоченного должностного лица администрации.

4) Регистрация права собственности в органе регистрации прав.

Распоряжение о предоставлении участка или договор купли-продажи предоставляется в орган регистрации прав (Росреестр) с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности.

Срок рассмотрения заявления — до 15 дней.

Стоимость — государственная пошлина в размере 350 рублей или 2 000 рублей, в зависимости от вида участка.

Результат обращения — регистрация права собственности и выдача заявителю выписки из ЕГРН с отметкой о дате и номере государственной регистрации права.
Читайте так же:  Вычет на строительство дома с какого момента

С момента государственной регистрации права собственности земельный участок становится принадлежащим гражданину.

За дополнительной информацией, о том как оформить земельный участок под жилым домом в свою собственность, Вы можете обратиться к земельному юристу Оренбурга Горяинову Александру Александровичу по телефону: +7 (922) 554-60-30.

Что нужно для оформления земли в собственность?

Согласно п. 1-2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Однако в п. 13 той же статьи установлено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Следовательно, дом, о котором идет речь, имеет статус многоквартирного.

В соответствии с ч. 3-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Таким органом будет являться местная администрация.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащего им земельного участка под домом (доли в праве на участок).

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ за домовладельцами также закреплено право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Учитывая, что заинтересованные лица желают приобрести в собственность садовые участки, вероятно, по площади большие того, который будет предоставлен им безвозмездно в собственность для целей обеспечения функционирования и пользования многоквартирным домом, потребуется заключение самостоятельной сделки купли-продажи таких участков.

Так, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства ЗК РФ предусмотрен особый порядок предоставления соответствующих участков (ст. 39.18).

Гражданин, намеренный приобрести в собственность соответствующий участок для названных целей, должен обратиться в орган местного самоуправления (уполномоченный орган) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если участок не образован) или о предоставлении такого земельного участка (если проведен кадастровый учет участка). В течение 30 дней уполномоченный орган обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, с тем чтобы известить всех заинтересованных лиц о возможности участвовать в аукционе на право приобретения земельного участка.

Если в течение 30 дней с момента опубликования такого извещения от третьих лиц не поступят заявления о намерении участвовать в аукционе, гражданин вправе приобрести земельный участок без проведения аукциона. Если заявления третьих лиц поступят, проводится аукцион.

Обращаем ваше внимание, что формулировка заданного вопроса не совсем удачна. Возможно, существуют дополнительные обстоятельства, которые позволили бы приобрести статус собственника садовых участков в ином порядке.

Например, земельный участок предоставляется в собственность бесплатно:

гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства;

гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта РФ;

гражданам, имеющим трех и более детей, а также гражданам отдельных категорий, определенных законами субъектов РФ.

Приобретение земельного участка у муниципалитета: что нового ожидает покупателя?

Изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, многие эксперты уже назвали крупнейшей реформой в сфере земельных отношений за последние 14 лет (с момента принятия Земельного кодекса РФ в 2001 году). Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) дает новое определение земельному участку (п. 1 ст. 1 Закона № 171-ФЗ), исключает нормы о постоянном (бессрочном) пользовании и пожизненном наследуемом владении, вводит в Земельный кодекс РФ шесть новых глав (главы V.1-V.6). В этом материале мы расскажем о новом порядке покупки земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. И хотя применяться он будет лишь с 1 марта 2015 года, рекомендуем ознакомиться с ним уже сейчас, чтобы решить, по нормам действующего или будущего законодательства выгоднее покупать земельный участок именно вам.

Читайте так же:  Куда подавать иск о разделе имущества супругов

Необходимость реформирования законодательства

Некоторые юристы подвергли критике данную новеллу. По их мнению, после исключения из земельного законодательства такой процедуры, как образование участка, публичный собственник лишается возможности разделить свою недвижимую вещь. Представляется, что это не совсем правильно с точки зрения гражданского законодательства. Однако данное нововведение будет являться хорошим стимулом для утверждения проектов межевания органами местного самоуправления, потому что с того момента, когда они утвердили такие проекты, Росимущество, Управление делами Президента РФ и иные федеральные ведомства не смогут поделить участок иначе, чем это указано в проекте межевания территории.

Андрей Ивакин, заместитель директора по взаимодействию с органами власти и международным отношениям ГК «Ренова»:

«Самым важным изменением, внесенным в Земельный кодекс РФ, я считаю обязанность по безвозмездной передаче всех федеральных участков в муниципальную собственность. Сейчас у нас в стране очень большой объем федеральных земель, распоряжается которыми Росимущество. Естественно, что большая часть таких земель находится в пользовании граждан, а доход идет в федеральный бюджет. В соответствии с новой редакцией Земельного кодекса РФ, при наличии заявки Росимущество обязано принять решение о безвозмездной передаче участка в муниципальную собственность. Исключение сделано для участков, на которых находится федеральная недвижимость, а также для тех, которые зарезервированы для федеральных нужд, предоставлены федеральным учреждениям. Таким образом, в следующем году огромное количество федеральной земли может перейти органам местного самоуправления. Это изменит земельный баланс в стране».

Что касается порядка предоставления земельного участка для строительства, то в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ в действующей редакции заинтересованный гражданин должен обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Затем орган местного самоуправления (в том числе по обращению исполнительного органа государственной власти) обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего предоставления участка для строительства.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Посмотреть внесенные изменения и сравнить разные редакции Земельного кодекса РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Сравнение редакций».

После 1 марта 2015 года предоставление акта выбора земельного участка не потребуется, а вместо предварительного согласования места размещения объекта заинтересованному лицу нужно будет подготовить документацию по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков. Органы государственной власти и местного самоуправления будут обязаны публиковать на своих официальных сайтах информацию о наличии свободных участков. Кроме того, новая редакция Земельного кодекса РФ делает четкое разграничение, какие участки предоставляются на торгах, а какие – без проведения торгов. Но обо всем по-порядку.

Подготовка к проведению аукциона

За некоторым исключением (например, в случае, если земельный участок был предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; если на земельном участке расположены здания или сооружения; если продажа участка производится в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будет приниматься уполномоченным органом по заявлениям граждан или по собственной инициативе. При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны после получения от граждан заявлений выставлять на торги свободные участки.

В случае, если решение о продаже участка принимается по инициативе уполномоченного органа, данный орган самостоятельно готовит все необходимые для проведения аукциона документы. Примечательно, что Земельный кодекс РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77 расставил приоритеты между проектом межевания и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. С 1 марта 2015 года проект межевания будет являться основным документом, и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории может использоваться только в том случае, если проект межевания не утвержден. Представляется, что данная мера позволит избежать ситуаций, когда разработана схема расположения земельного участка, утвержден проект межевания, а поставить образованный участок на кадастровый учет и зарегистрировать его еще не успели.

Таким образом, вначале уполномоченный орган составляет и утверждает схему расположения земельного участка (если такой участок предстоит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории). Теперь такая схема готовится в электронном виде, чтобы можно было сопоставить цифровой документ с межевым планом земельного участка. В случае несоответствия образованного земельного участка утвержденной схеме более чем на 10% уполномоченный орган откажет в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (ч. 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). К 1 марту 2015 году Росреестр должен разработать и запустить на официальном портале специальный сервис по подготовке схемы образования земельных участков. С его помощью заявители смогут самостоятельно начертить будущий участок на кадастровом плане территории.

Затем уполномоченные органы готовят документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, на основании которых проводится кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена). Далее получаются технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений). После всех вышеназванных процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона (ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Читайте так же:  Кто отвечает за вентиляцию в квартире

Если проведение аукциона осуществляется по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина, то образование участка и подготовка аукциона проходят в том же порядке, только все указанные действия выполняет сам заявитель. Данный порядок усложняется тем, что расходы по формированию земельного участка и подготовке всех необходимых документов ложатся на заявителя, при этом в случае его проигрыша на торгах потраченные денежные средства не возвращаются.

Участок не может быть предметом аукциона, если:

В случае выявления хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона.

Чаще всего аукцион является открытым по составу участников. Его организатором может быть уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Начальной ценой предмета аукциона может быть рыночная стоимость участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если государственная кадастровая оценка проводилась не позднее пяти лет назад. Цена участка будет определена по результатам аукциона. Если на участие в аукционе подана только одна заявка либо участником признано только одно лицо, цена участка будет равна начальной цене предмета аукциона, то есть рыночной или кадастровой стоимости земельного участка (ч. 1 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). Если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка не заключен, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной, но не более чем на 30% (ч. 17 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона») устанавливает его организатор. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до его начала. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Кроме этого, на официальном сайте размещается проект договора купли-продажи земельного участка.

Для участия в аукционе заявителем представляются следующие документы:

  • заявка на участие с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие внесение задатка (договор о внесении задатка).

Предоставление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке (ч. 2 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Организатор аукциона не вправе требовать представления иных документов.

Один заявитель может подать только одну заявку на участие в аукционе. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня его проведения. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор направляет уведомления о принятых в отношении них решениях. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор. Один экземпляр протокола передается победителю, а второй остается у организатора. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня его подписания.

Подведение итогов аукциона

Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую цену за земельный участок. В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор обязан возвратить задатки проигравшим лицам.

Если на участие в аукционе по продаже земельного участка подана только одна заявка либо только один заявитель признан участником аукциона, аукцион считается несостоявшимся и продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу (ч. 3 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 75).

Уполномоченный орган в 10-дневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона направляет победителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи. При этом внесенный задаток засчитывается в оплату приобретаемого земельного участка. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Екатерина Орлова, директор Real Estate Orlova Consulting & Development:

«Я советую гражданам поторопиться с приобретением земельного участка до 1 марта 2015 года, если ваш случай подпадает хотя бы под один из нижеперечисленных:

  • у участка отсутствуют технические условия, и совершение покупки без проведения торгов невозможно;
  • предстоит покупка через аукцион (за исключением участков в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также крестьянского и фермерского хозяйства);
  • предстоит покупка участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств, а также крестьянского (фермерского) хозяйства, – при наличии множества претендентов на участок».
Видео (кликните для воспроизведения).

В пояснительной записке к законопроекту, впоследствии ставшему Законом № 171-ФЗ, указано, что его принятие позволит устранить многочисленные пробелы и противоречия законодательства, создать необходимые условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления, исключить излишние административные барьеры при взаимодействии с лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков.

Источники


  1. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.

  2. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.

  3. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  5. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
Бесплатное приобретение земельного участка в частную собственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here